Найти тему
Христианство и смысл жизни

О чревоугодии. В чём опасность чревоугодия?

Оглавление

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» (Рим. 14: 17).

Заканчивается Великий пост, начинается Страстная седмица, самая строгая неделя, и хотелось бы поговорить о страсти чревоугодия и о борьбе с ней. Чревоугодие является одной из главных страстей, из которых берут начала остальные грехи. Чем же опасно оно и как с ним бороться? Чревоугодие делится на чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это когда человек употребляет большое количество пищи, другими словами, обжорство. Гортанобесие – это лакомство, пристрастие к изысканной пищи, услаждение гортани и вкусовых рецепторов. Чревоугодие – это когда тело преобладает над духом и душой, главенствует над ними, хотя оно должно служить для помощи человеку в деле спасения души, помогать ему служить Богу. Но человек, страдающий страстью чревоугодия становится рабом своей плоти, побеждается ей. Он живёт для того, чтобы есть, зарабатывает деньги, чтобы есть вкусную еду, без молитвы, забывая о своей душе. Таким образом, он служит не Богу, а своему чреву. «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном.» (Фил. 3: 19). А написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф. 4: 10). На первый взгляд кажется, что эти люди свободны, едят, всё что захотят, но становятся рабами греха, сами того, не понимая. Ведь время меняется. Может наступить время голода, о чём есть пророчества в Библии. Люди, угождая плоти, пренебрегают духом, забывая о том, что они не властны над своей жизнью, над внешними обстоятельствами, над урожаем, какой он будет. Ведь земля даёт плод, благодаря тому, что светит солнце, идёт дождь и всё это посылается Любящим Богом, и жизнь наша в руках Божиих: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.» (Быт. 6: 3). И людям, служащим своей плоти, окажется очень тяжело переживать этот период, в отличие от тех, кто привык ограничивать себя в еде. И у таких людей будет чем жить, потому что они служат Богу: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4: 4). А Господь прокормит избранных своих в это тяжёлое время, как Он кормил Израиль манной небесной в пустыне. Плоть нужна для того, чтобы помогать нам в служении Богу, в спасении души, а не препятствовать этому. Тело тяжелеет от чрезмерного количества пищи, человеку требуется много сна, и он не может думать о духовном, при молитве ум рассеивается: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» (Лк. 21: 34-35). Но и соответственно, у людей, страдающих страстью чревоугодия не тело служит для спасения души, а душа находится в рабстве у тела. Ведь душа – Мария переводится госпожа, а плоть раба. Чревоугодие же делает рабу (плоть) - госпожой, а душой повелевает, стремиться свергнуть с престола дух и самой стать царицей среди духа, души и тела. «От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царём; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.» (Притчи 30: 21-23). Да и вообще чрезмерное употребление пищи вредно даже для физического здоровья, и может привести к многим заболеваниям, ожирению, сердечно-сосудистым и другим заболеваниям.

-2

Противоположная этой страсти добродетель – пост. Пост, воздержание в пищи, в питие очень полезен для души, помогает молитве и является мощным оружием против бесов: «сей же род изгоняется только молитвою и постом.» (Мф. 17: 21). «Аз же, внегда́ они́ стужа́ху ми, облача́хся во вре́тище, и смиря́х посто́м ду́шу мою́, и моли́тва моя́ в не́дро мое́ возврати́тся.» (Псалом 34: 13). Пост заповедан нам Самим Господом, Он сказал: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.» (Мф. 9: 15). Пост очень полезен для усмирения своей плоти, чтобы господствовать над ней, не потакать всем её прихотям, ограничивать себя в чём-то, чтобы не уподобиться несмысленным животным. «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.» (Гал. 5: 16-17). Когда люди думают о земных удовольствиях, то выбирают удовольствия здесь и грех, а думая о будущих благах выбирают добродетель – пост, ограничение в еде. Церковь заботится о нас и устанавливает специальные постные дни. Умеренный пост также полезен для здоровья тела. Каждый сам устанавливает меру поста в соответствии со своей совестью, либо согласовывает с духовником.

Безусловно заботиться о теле необходимо, потому что оно должно помогать нам в деле спасения, помогать творить молитву, милостыню. И нельзя пренебрегать совсем заботой о теле, потому что если оно слишком ослабеет, то не сможет служить нам: «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.» (Кол. 2: 23). Святой Иосиф Исихаст говорит: «Если монаху не хватает дара рассуждения или совета опытных наставников, то в настойчивом осуществлении неумеренного подвижничества, будто проистекающим из Божественной ревности, истощаются его телесные силы, ибо уничтожил собственное оружие, которым и являются силы телесные.» Ещё чрезмерное воздержание в пище опасно тем, что человек может впасть в тщеславие и осуждение других. Но как говорит Писание: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.» (Рим. 13: 14). Нужно выбрать средний путь и не уклоняться ни направо, ни налево. «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 12–13).

-3

Как же понять, где та грань между чревоугодием и нормальным потреблением пищи для здоровья тела? Святые отцы рекомендовали следующие правила. Они рекомендовали принимать пищу по мере надобности, не впадая в пресыщение. Лучше вставать со стола с лёгким чувством голода, об этом говорят и диетологи. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Не вкушай пищу досыта, оставь место Духу Святому.». «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.» (1-е Кор. 6: 12-13). Мера воздержания, по совету святых отцов должна определяться собственной совестью. Следует вкушать столько пищи, сколько необходимо для здоровья тела, для восстановления телесных сил, особенно для людей работающих. Мера воздержания может меняться в соответствии с возрастом, состоянием тела, физическими нагрузками. Всё нужно делать с рассуждением. Святой Иосиф Исихаст говорит, что каждый разумеет по состоянию тела своего. Когда вы приступаете к этому вопросу с рассуждением и совестью, совесть подсказывает вам вашу меру. А если переели по немощи человеческой, то святые отцы советуют укорять себя в этом грехе, каяться перед Господом. А самое главное пищу употреблять со смирением, молитвой, и благодарением Господу, тогда пища благословляется Господом и становится полезной для тела и души и идёт во спасение души. «Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.» (1-е Кор. 10: 30).

«Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь.» (Аггей 1: 3-8).

«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое своё за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.» (Исаия 55: 1-3).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!