В эту субботу (24 апреля) я побывала в древнегреческом полисе Киммерик (6 век до н.э. – 4 век н.э.). И добралась я туда не на машине времени, а на вполне современном микроавтобусе Мерседес с туристической компанией «Эос».
Пришлось пожертвовать полноценным сном, так как отправление из Краснодара было назначено на 5:00, а мне еще через полгорода нужно было ехать до места встречи. В автобусе спать у меня получалось плохо, поэтому на первую «санитарную» остановку в с. Голубицкой я приехала в полуразобранном состоянии. Но чашка кофе и сосиска в тесте меня слегка оживили. Затем был рассказ гида Светланы о тех местах, куда мы едем (немного разочаровало то, что она не рассказывала, а читала, причем с ошибками), и досмотр транспорта перед Крымским мостом. Мы все вышли из автобуса, он поехал в огромные ворота, а мы, немного подождав, зашли в помещение для пассажиров. Прошли через рамки, вышли с противоположной стороны здания и снова заняли свои места в нашей машине времени. Все это напомнило мне проезд через границу, когда я путешествовала на автобусах по Европе. Удивило. Помнится, во время предыдущих проездов по этому мосту я ни разу не подвергалась подобным процедурам. Возможно, потому, что я ездила на машине, сама была за рулем. А может, это связано с напряженной обстановкой в этом регионе.
Как бы то ни было, мы благополучно пересекли пролив по мосту. До сих пор волнительно, хоть и не первый раз. Вглядываясь в детали этой махины, не перестаю удивляться, восхищаться и гордиться, что наша страна его построила.
Его и великолепную Тавриду. Немного проехав по трассе, мы свернули на старый асфальт и направились к горе Опук. Расстояние преодолели не такое уж большое от современной дороги, но ощущение от того, что я видела, было очень противоречивым. Великолепные виды цветущей весенней холмистой степи, многочисленные стада коров, голубое небо с легкими белыми облаками, конечно, радовали глаз. А проезжая по Марфовке, Марьевке и прочим деревенькам, я видела разрушенные и полуразвалившиеся дома, фермы, каменные заборы. Те дома, что уцелели, были в грустном состоянии. Печать нищеты, разрухи, безнадеги на всем. Как будто люди уже махнули рукой на себя и свою жизнь. Да и людей-то там я практически не видела. Даже были мысли - тут, что, бомбили?! По разбитому асфальту сюда ездит маршрутка из Керчи. А от самой близкой к Опукскому заповеднику деревушки Борисовки до, собственно, заповедника можно проехать только по грунтовке. Хорошо, что нам повезло с погодой. Мерседесы живенько пылили по песчано-глинистым холмам.
Я не ждала никакого сервиса в заповеднике, к тому же гид предупредила, что даже воду там негде купить. И все равно меня смутил деревянный домик с двумя кабинками и незакрывающимися дверями – тем, кто стоит в очереди в туалет за вами, приходится держать дверь, чтоб она не распахивалась на ветру. Сомнительное удовольствие для того, кто внутри, и того, кто снаружи. Рядом с домиком стоит такой же деревянный ящик для мусора. Один. А народу, приехавшего на машинах и микроавтобусах, я видела уйму. Вход в заповедник стоит 250 руб., которые с вас возьмут перед шлагбаумом. Забавно, что никак заповедник не огорожен. В теории можно обойти шлагбаум и пройти в него бесплатно. Вокруг было красиво, и мое раздражение от такого «бизнеса» не помешало мне красотой насладиться.
От развилки наша группа (в основном тетеньки пенсионного и предпенсионного возраста, но активные такие тетеньки) направилась влево. Постепенно набирая высоту, тропа огибала слева невысокую гору Опук (183 м). Я уже взбодрилась настолько, что идти в гору мне было не трудно. Поминутно останавливалась, чтобы сфотографировать степь, камни, открывающиеся по мере подъема виды. А смотреть было на что! Бирюзовое море, красивый изгиб песчаного берега, травки-муравки, дикие цветочки: пион, ирис, мак, тюльпан и другие, названия которых я не запомнила. Степь как лоскутное одеяло: там синий кусочек, там - желтый, а вот – белый с вкраплениями красного и розового. И все это на общем зеленом фоне. А если еще представить аромат этого разнотравья – мммм! Мне пришла в голову мысль, когда я дышала им, - пахнет Крымской косметикой. Или эта косметика пахнет травами Крыма.
Местный экскурсовод рассказал нам о Киммерике – одном из крупных городов Боспорского царства - и показал остатки стены этого древнего города. Ее ширина была до 3,5 м: большие глыбы ставились под наклоном друг к другу, пространство между ними засыпалось камнями помельче. Такое сооружение спасало от набегов скифов. Но не спасло от нападения готов, которыми Киммерик был разрушен. Камни для строительства жители города брали прямо в скале – там есть каменоломни-катакомбы, и мы даже зашли вовнутрь.
А из ролика на ютубе я узнала, что и водопровод у греков на Опуке был – от него остались колодцы и тоннели. На горе летом работают археологи, это историческое место хранит еще много тайн. Я видела остатки крепости, похожие на те, что есть в Херсонесе и в Мире (Турция). А также нам показали неглубокую ванну с желобом, выдолбленную в скале на краю обрыва: в ней давили виноград (на склонах Опука росли виноградники в те времена), а сок стекал по желобу вниз в другие емкости.
За века гора претерпела изменения. Часть суши опустилась, ее затопило море, и остались только несколько скал в четырех километрах от берега – скалы Корабли. Жаль, что эти скалы на фото плохо видны. Землетрясения, осадки и ветры раскололи Опук, образовав несколько довольно глубоких каньонов. В щелях крутых склонов находят приют разнообразные птицы. В том числе редкие розовые скворцы. Они знамениты не только необычным нежно-розовым опереньем тельца, но и тем, что спасали всегда земледельцев от нашествия саранчи. Небольшую стайку этих птиц мы видели. Крупные, резвые, шумные. Говорят, с мая по июль здесь гнездится большая колония розовых скворцов – до десяти тысяч особей. Много тут и другой живности: змеи, суслики, лисы, зайцы, насекомые всякие. От клещей мы спасались, заправив брюки в носки – смешно, зато эффективно. Видели множество нор, а их хозяев, видимо, распугали толпы туристов.
На широком плато сохранились три огромных воронки более позднего происхождения: во времена СССР здесь хотели разместить ракетные комплексы. Но так ничего и не сделано было. Остался памятник разбазариванию народных денег.
Говорят, фильм "Москва-Кассиопея" отчасти был снят в этом удивительном месте. Вообще, надо сказать, киношникам тут благодать: места безлюдные (сел вокруг мало, да и военные не пускают сюда просто так), глухие, особенно зимой, пейзажи фантастические. Чего стоит Кояшское озеро с его розовой водой и берегами, покрытыми солью! В апреле озеро еще довольно полноводное, но розовым его можно назвать с большой натяжкой. Надо наведаться сюда в июле, когда водоросли, окрашивающие его, будут наиболее активны. В августе, по словам гида, озеро пересыхает, а его дно покрывается белым слоем соли. Тоже картина впечатляющая, думаю.
Пляж на перешейке между морем и озером шикарный! Желтый песочек, точнее смесь песка и перемолотых волнами ракушек (в этот раз мы туда не спускались, но потом, по пути домой остановились на берегу пить чай, там был такой же песочек). Контраст морской и озерной воды впечатляет.
Погуляв немного у озера, нафотографировавшись, мы отправились в обратный путь другой дорогой – вдоль побережья. Проехали Марьевку, Заветное, Челядиново, Аршинцево. А где-то между ними была остановка на чай: на перешейке между Тобечикским озером и морем, возле какой-то рыбацкой пристани. Подышали еще и морем – йод и рыба. Полюбовались Крымским мостом, портом Тамань издалека и кораблями на рейде, а также парапланеристами.
Проехали по шоссе Героев Сталинграда, Куль-Обинскому шоссе и повернули на Тавриду в сторону моста. В закатных лучах проехали Темрюк и уже в 21.00 были в Краснодаре. Перезагрузка к началу очередной рабочей недели прошла великолепно!