Ральф Дарендорф свои наиболее значимые работы написал в 50-70 годы ХХ века, хотя умер относительно недавно - в 2009 году, в возрасте 80 лет. В свои самые продуктивные времена он был профессором в университетах Гамбурга, Тюбингена и Констанца, а в 1974 году переехал в Лондон, где возглавил Лондонскую школу экономики и политических наук. Дарендорф создал так называемую «конфликтную модель общества», о сущности которой я и расскажу в этой статье, стараясь делать это максимально понятно и просто.
Сперва надо сказать, что на взгляды Ральфа Дарендорфа большое влияние оказали теории К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, П. Сорокина и Т. Парсонса. Все эти мыслители как или иначе рассматривали проблему социального неравенства. От Маркса Дарендорф заимствовал понятие классов, и использовал его вместо принятого в ХХ веке понятия страты (широко используемого Питиримом Сорокиным). Тем не менее, теория Дарендорфа отнюдь не марксистская и даже наоборот - является ее альтернативой.
Разделение общества на классы, согласно Дарендорфу, происходит не в силу экономических причин (как у марксистов), а по причине их участия или не участия в вопросах власти.
То есть, причина социального неравенства, в первую очередь - отношения господства и подчинения. Наличие или неналичие власти означает определенную социальную позицию и связанную с ней социальную роль. Отсюда и различие интересов и устремлений людей. Дарендорф считал, что невозможно одной универсальной теорией объяснить всю совокупность проблем в обществе, есть много способов объяснения, и одним из них является теория конфликта.
Соглашаясь с Максом Вебером (но противореча тем самым Питириму Сорокину), Дарендорф считал, что, если в каком-то отношении человек находится в господствующем статусе и играет определенную роль, это отнюдь не означает, что в прочих своих статусах он также обладает властью.
Все люди одновременно имеют несколько статусов и ролей, поэтому они одновременно участвуют в разных конфликтах, которые не связаны друг с другом. Что же Дарендорф имел в виду под конфликтом? Он определяет его так:
«все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп».
Классы - это квази-группы, которые объединены друг с другом через латентные интересы. Эти интересы связаны с властью - у одних она есть, у других ее нет, отсюда и различие целей. Таким образом, подобные квази-группы находятся в состоянии конфликта.
Классы определяются Дарендорфом как конфликтующие группировки, притом они конфликтуют по поводу власти. Общество не может существовать без такого конфликта, он - движущая сила и способ существования социума. Однако нельзя подобный процесс пускать на самотек, иначе конфликт обретает нежелательные формы (революция). Если правильно регулировать социальные явления, институциализировать конфликты, ими можно управлять и уменьшить силу классового противостояния, ввести конфликт в эволюционное русло.
Лучшие методы в этом смысле - обсуждение спорных вопросов, арбитраж, посредничество. Насильственное подавление недовольства или намеренное замалчивание приводит только к усугублению конфликта, который может потом прорваться в самых диких формах (чему множество примеров в истории).
Читайте еще на моем канале:
Риторика и философия: что общего между ними?
Вегетарианство и веганство: чем отличаются и в чем суть
Из блога мужа: