Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Глядя на портреты Зинаиды Гиппиус, сделанные Львом Бакстом, видишь женщину, несомненно, незаурядную. Она предстает в мужском костюме, с довольно вызывающим видом, и понятно, что эта красивая женщина еще и очень умна. Гиппиус была звездой культурного небосклона Серебряного века. Она сама была поэтом и писателей, а также литературным критиком, но не меньшее, а я думаю, и большее, значение имела ее деятельность как центра притяжения всего талантливого, что было в России в начале ХХ века.
Всю жизнь Зинаиды Гиппиус сопровождали сплетни, слухи, легенды. Она и сама способствовала этому, была склонна к эпатажу, к браваде. И при этом умела себя поставить, у нее была харизма, привлекавшая к ней самых разных людей. Зинаида часто увлекалась новым талантом, помогала ему, но потом бывало так, что отношения с бывшим любимчиком становились чуть ли не враждебными. Так было с Блоком, Бердяевым и другими не менее известными людьми, которых она поначалу привечала, а потом, видя, как они ускользают из-под ее влияния, начинала ненавидеть.
Характер Зинаиды был противоречивый, и об этом пишут все ее современники, так или иначе вспоминавшие ее. Она умела создать повод для пересудов. Частью ее эпатажного образа была лорнетка, через которую она любила довольно бесцеремонно разглядывать людей. А ее знаменитое ожерелье из обручальных колец женатых поклонников? Кто только об этом не говорил - возмущенно или восхищенно.
Когда Гиппиус организовала Религиозно-философское собрание, на его первое заседание она явилась в черном, но просвечивающем, платье с розовой подкладкой, так что при движении казалось, что она под ним голая. Пришедшие на собрание деятели церкви были немало смущены, но Зинаида не могла отказать себе в таком милом эпатаже.
В 19 лет Зинаида Гиппиус, жившая тогда в Тифлисе, познакомилась с литератором Дмитрием Мережковским. Любовь настигла обоих мгновенно, через год пара поженилась и переехала в Петербург. Мережковский, еще молодой человек, уже обретал известность, как писатель. Но главное - он был в центре движения символистов, был знаком со многими писателями и поэтами этого направления. Гиппиус, разумеется, сразу вошла в их круг и вскоре стала центром притяжения.
Дом Мережковских превратился в литературно-философский салон, где царила Зинаида Гиппиус. Попасть в него почиталось за счастье.
Как и положено декадентке, Гиппиус была склонна к мистике. Даже свою встречу с Мережковским она считала мистической.
О ее личной жизни ходило много слухов и домыслов. Но что говорить - и у нее, и у Мережковского были увлечения, но их семейная жизнь от этого не страдала. Одно время с ними жил Дмитрий Философов, что породило очередную волну слухов.
Как бы то ни было, личная жизнь Зинаиды Гиппиус - это ее личное дело. Гораздо важнее ее вклад в русскую культуру Серебряного века, а он велик. Эта женщина создавала атмосферу русского Серебряного века, объединяла вокруг себя весь цвет тогдашней русской культуры.
Почитайте еще на моем канале:
Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
В блоге мужа:
Мои впечатления от аэропорта Якутска