Увы, но сейчас уже виден нераскрытый потенциал идеи Ф. Дика про постепенную замену живого биологического населения планеты на механических андроидов с более предсказуемым механическим поведением. Но в 90-х фильм действительно потерялся. Такой фильм хорошо бы смотрелся в 80-х на волне успеха Терминатора, Робокопа, Чужих и т.д. Но в середине 90-х второй терминатор поставил точку в фильмах о киборгах. Выше терминатора так никто и не поднялся.
"Крикунов" же сгубила излишняя медлительность, чрезмерная непонятность одних моментов, пагубная упрощенность других, слишком много разговоров без драйвовых моментов. Даже в начале фильма невооружённым взглядом видна чрезмерная сериальность фильма. Ощущение, что смотришь пилот невыпущенного фантастического сериала в духе "Звёздных войн". А уж текстовое введение читать было просто невыносимо... Если в первом терминаторе текст про непонятное восстание машин в будущем был нивелирован местом действия в наши дни, то в крикунах место действия перенесено на далёкие планеты с крайне непонятным конфликтом неких фракций. Зрителям просто не за что было зацепиться. Поэтому особого переживания по поводу героев и не было. Даже в их поведении читалась какая-то сонливость и непроработанность - как будто на каждого персонажа навесили по шаблону. Этот вот у нас уставший вояка, этот нервный вояка, другой блатной вояка, дальше слишком мягкотелый вояка и т.д. Персонажи практически не развиваются, даже неожиданные моменты воспринимают как под лошадиной дозой успокоительных. Всю картину не ощущается драйва, хотя некоторые эпизоды действительно внушают. Этот фильм можно назвать одним из тех, кто не смог развить потенциал шикарной идеи.
Смысл в том, что одна из корпораций начала производство для своей защиты интеллектуальных роботов, способных к самопроизводству. Интеллект роботов не ограничили в духе терминаторов и они начали развиваться до такой степени, что стали похожи на людей. И самый смак оставили лишь на самый финал, до которого нужно досидеть целый час нудной болтологии ни о чём... И это обидно. Видно, что Питер Уэллер не способен тянуть на себе фильм и запомнился многим лишь по роли Робота-Полицейского. Притом были и яркие роли до хита Верховена, но в крикунах актёр как будто устал. На других ролях так же набрали каких-то актёров из сериалов. Больше всего запомнились Дженнифер Рубин с шикарной боевой подготовкой, момент на заводе по производству крикунов и эпизод с мальчиком. Это были самые мощные моменты, в которых уже видно несовершенство спецэффектов из-за катастрофической нехватки бюджета. В середине 90-х было уже невозможно вытянуть фантастический боевик за 20 млн доллларов. Даже постапокалипсис в 12 обезьянах стоил 29 млн и то при отказе Уиллиса с Питтом от их привычных гонораров.
По итогу это один из тех фантастических фильмов, о нераскрытом потенциале которого многие поклонники кинофантастики жалеют до сих пор. Неудачные продолжения похоронили шикарную идею о крикунах и сегодня про фильм вспоминают только заставшие его современники. Но некоторые моменты до сих пор смотрятся на ура и ради них стоит потратить время на этот фильм.
5 из 10