Найти тему
ПАНТОГРАФ

Последний советский бронепоезд

Недавно на канале была статья о единственном тепловозе ТГ16, выполненном на широкую колею. Там же было сказано о бронепоезде БП-1, в состав которого входил созданный на базе ТГ16 тепловоз ТГ20 на колею 1520 мм.

Бронепоезда играли особую роль с конца 19 века до примерно середины 20 века. Они широко применялись в странах, где имелась развитая сеть железных дорог. В частности в России бронепоезда участвовали в первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войнах.

Однако после окончания Великой Отечественной войны через некоторое время среди военных стало господствующим мнение, что бронепоезда больше не имеют перспектив, в итоге в СССР, располагавшим крупнейшим парком бронепоездов, начался процесс постепенного выведения их из состава армии.

Некоторые бронепоезда были переданы войскам НКВД для работы на железных дорогах Прибалтики и Западной Украины с целью несения патрульной службы для защиты железнодорожных объектов от возможных нападений антисоветских формирований из числа местных жителей.

После подавления повстанческого (антисоветского) движения в западных регионах бывшего СССР, западное направление считалось самым уязвимым от внешней угрозы. Именно поэтому там сосредотачивались основные боеспособные части Советской Армии. В то время как на востоке даже шло их сокращение и расформирование ряда подразделений. Китай, основной восточный сосед, шел по пути социализма и был верным союзником СССР, как казалось надолго.

Однако эта идиллия была нарушена в 1966 году, когда в Китае началась культурная революция. Вторая половина 60-х стала богатой на провокации со стороны Китая в отношении СССР, когда остро стал вопрос о защите границы. Вспомнить хот бы 1969 год и советско-китайский вооруженный конфликт в районе острова Даманский на реке Уссури.

В бои, продолжавшиеся около двух недель, были втянуты не только советские пограничники, но и армейские подразделения со своей артиллерией и танками. Точку в этом вооруженном противостоянии поставили секретные на то время реактивные системы залпового огня "Град", огнем которых была практически уничтожена большая часть сосредоточенных для наступления в районе Даманского китайских подразделений.

В этой ситуации Министерству обороны пришлось вновь начать укреплять восточное направление, перебрасывать туда дополнительные части и фактически воссоздавать заново ранее сокращенные части.

Необычный заказ получил и Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева. Ему поручено было создать последний серийный бронепоезд СССР, задачей которого была охрана Транссибирской железной дороги от китайских диверсантов. Всего было построено 5 поездов серии БП-1.

После улучшения отношений с Китаем поезда были отправлены в тыл - в Читу. Поезда оставались на хранении на полустанке в 40 км от Читы до начала 1990 года, когда их единственный раз попытались использовать в реальной обстановке, задействовав в операции по подавлению антиправительственного националистического мятежа в Баку. В Азербайджан направили один поезд из состава 1 ПУС 101 брс(у) ЗабВО. Правда до Баку он так и не доехал, так как СА уже навела там порядок. По воспоминаниям очевидцев была попытка недалеко от Баку тарана бронепоезда тепловозом, но теракт не удался. Несколько месяцев БП-1 выполнял задачи по сопровождению грузов в Армению. Осенью бронепоезд вернулся на место постоянной дислокации. По воспоминаниям одного бывшего кадрового военного, связанного с БП-1, имеющиеся в свободном доступе сети "Интернет", во время бардака 90-х два БП-1 были замешаны в скандале, когда их продали какой-то коммерческой фирме и один БП-1 пытались перегнать в Китай для продажи на металл (на метал ли?) и только таможенники почуяв неладное (а может быть с ними просто не поделились), "тормознули" его на самой границе. Второй БП-1 так и остался в распоряжении коммерсантов и вероятней всего его просто порезали на металл.

Бронепоезд БП-1
Бронепоезд БП-1
-2
-3
-4
Схема поезда
Схема поезда

В 2000 году как минимум существовало 4 бронепоезда, один из них находился на текущем довольствии, три на ответственном хранении.

Теперь о составе бронепоезда БП-1. В штатный состав одного БП входили:
основной, тяговый, бронетепловоз; бронелетучки (5 единиц); штабной броневагон; платформа ЗУ с установками ЗУ-23; разведывательные платформы с танками ПТ-76 (2 единицы); платформы прикрытия (2 единицы); БТР-40 (8 единиц). Кроме этого БП-1 придавались 4 платформы для перевозки БТР-40, а также вагоны для перевозки личного состава(плацкартные или грузовые). Бронетепловоз был серии ТГ20, созданный на основе тепловоза ТГ16 с гидропередачей, но он был выполнен в составе одной секции. Сварной бронекорпус закрывающий моторное отделение, в местах расположения дизелей имел значительные по площади жалюзи на крыше и скатах корпуса, также на скатах и на боковых поверхностях корпуса были закреплены вентиляционные короба. Броней прикрыты все жизненно важные механизмы и оборудование, включая топливные баки. В передней части бронекорпуса моторного отделения врезаны с каждой стороны по одной амбразуре с шаровыми установками для стрельбы из пулемета и призменные приборы наблюдения. Если моторное отделение бронетепловоза ТГ20 отличалось от базового ТГ16 лишь наличием бронекорпуса, то рубка-кабина бронетепловоза не имела ничего общего с кабиной ТГ16, кроме органов управления. Рубка сделана двухярусной. На нижнем ярусе в шкафах размещалось электрооборудование, 2 амбразуры с шаровыми установками для стрельбы из пулемета и вход  в моторное отделение. Задняя стенка рубки имела бронированную дверь. На второй ярус вела вертикальная лестница. На верхнем ярусе располагались два рабочих места машинистов. В крышу рубки были врезаны три танковых командирских люка. Окна в рубке прикрывались бронещитками открываемыми из рубки.  Внешние световые приборы были от ТГ16 и даже были установлены практически в тех же местах.

Фото с сайта https://pikabu.ru/
Фото с сайта https://pikabu.ru/
Фото с сайта https://pikabu.ru/
Фото с сайта https://pikabu.ru/
Фото с сайта fishki.net
Фото с сайта fishki.net

Бронелетучка БТЛ-1 предполагалась как модульная часть бронепоезда БП-1. Все вспомогательные вагоны и платформы приписали к основной части бронепоезда, что позволило сосредоточить в составе бронелетучки только боевые броневагоны, обеспечив тем самым максимально высокую огневую мощь при минимальной длине поезда. Для передвижения отдельно от основной части бронепоезда в состав бронелетучки входил собственный бронетепловоз ТМ (военная версия тепловоза ТГМ1).

Фото с сайта https://pikabu.ru/
Фото с сайта https://pikabu.ru/
Вспомогательный бронетепловоз ТМ из состава бронелетучки
Вспомогательный бронетепловоз ТМ из состава бронелетучки

Полностью укомплектованный БП-1 оказался слишком тяжелым для бронетепловоза и весь маршрут до места назначения и обратно бронепоезд вели мощные магистральные локомотивы.

К 2005 году отряд бронепоездов был уже расформирован и на территории базы из состава БП остались только бронетепловозы, как ТГ20, так и ТМ. В дальнейшим вагоны их состава БП-1 разошлись по всей стране, а один из тепловозов ТМ со снятой броней выставлялся в продажу.

В завершении такой факт. В пропагандистском фильме 1975 года о Советской Армии "Наследники Победы" были даны кадры с бронелетучками на каком-то учении в КДВО.

Канал "ПАНТОГРАФ". Использованные материалы: Википедия, рассказ о ТГ20 и БП-1, статья "Антикитайский бронепоезд" на сайте pikabu.ru, Интернет-форум Забайкальского клуба стендового моделирования https://zabmodels, канал "Военные темы", статья "Антикитайский бронепоезд" в журнале "Наука и техника". Фото из свободного доступа сети "Интернет".

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Итоги 2020 года завода "Уральские локомотивы"

Знаменитый железнодорожный сахар в поездах СССР, России и Украины. Ностальгия и трансформация

Немного железнодорожной экзотики

-11