Иван Иосифович Проскуров родился 18 февраля 1907 года в деревне Малая Токмачка Запорожской области. Его отец был железнодорожником, Иван также учился в Александровском (Запорожском) железнодорожном училище. В октябре 1927 - мае 1930 годов учился на рабфаке сельскохозяйственного института в Харькове, а в сентябре перевелся в институт механизации и электрификации. В 1931 году Иван Проскуров был призван в Красную Армию и поступил в школу военных летчиков в Сталинграде, которую окончил в марте 1933 года. Некоторые биографы Проскурова объясняют его поступление в Военно-Воздушные Силы просто как партийное поручение - партнабор. Сам Проскуров согласился, заявляя, что в райкоме его уговорили поступить в летную школу. В 1934 году Проскуров учился в школе военно - морских летчиков. Был командиром экипажа, командиром отряда 23-й авиабригады Московского военного округа, затем командовал отрядом 89-й тяжелобомбардировочной эскадрильи, дислоцированной в г. Монино. В октябре 1935 года в составе советской делегации участвовал в Международном авиационном состязании в г. Бухарест (Румыния). Занял 1-е место в соревнованиях по набору высоты. За успехи в боевой, политической и технической подготовке старший лейтенант Проскуров И.И. был награжден орденом Красной Звезды.
В августе 1936 года вся страна следила за рекордным перелетом Валерия Чкалова из Москвы на Дальний Восток. Перелет прошел нормально, но при посадке на острове Удд после завершения перелета самолет АНТ-25 получил незначительные повреждения. Требовалось срочно доставить из столицы группу авиаспециалистов и запчасти для ремонта чкаловского самолета. Экипаж старшего лейтенанта Ивана Проскурова блестяще справился с этим заданием. Проскуров и его штурман долетели из Москвы до Хабаровска за 54 часа 13 минут, включая посадки для заправки - рекорд, за который Народный комиссар обороны К. Е. Ворошилов наградил их грамотами и золотыми часами с гравировкой. Для взлета самолета АНТ-25 была построена взлетная полоса из досок и бревен шириной около 50 метров, и длиной около 500 метров, по которой самолет успешно взлетел.
И.И. Проскуров участвовал в гражданской войне в Испании в октябре 1936 - июне 1937 годов, воевал в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи. До прибытия в Испанию советских самолетов летал на двухмоторном бомбардировщике французского производства Потэ-54. Несмотря на слабые тактико - технические характеристики этого самолета, Проскуров летал на нем на задания и наносил бомбовые удары по объектам в тылу противника, ускользая благодаря умелому маневрированию от атак вражеских истребителей. Однажды его все же подбили, но он дотянул до линии фронта и смог посадить поврежденный самолет. Затем Проскуров командовал эскадрильей скоростных бомбардировщиков СБ, а позднее бомбардировочной авиагруппой.
Совершил 46 боевых вылетов. 2 января 1937 года награжден орденом Красного Знамени. Налеты скоростных бомбардировщиков республиканской авиации на аэродромы, станции и склады, другие объекты противника, производились без прикрытия истребителями и в большинстве случаев сопровождались воздушными боями, которые самолетам СБ приходилось вести с истребителями противника.
В числе достижений эскадрильи успешная попытка срыва весной 1937 года операции итальянских экспедиционных сил, участвовавших в наступлении на Мадрид с севера. Эскадрилья атаковала с востока и уничтожила вблизи узловой станции Сигуэнса поезд с итальянскими войсками и боеприпасами. Затем эскадрилья Проскурова атаковала шоссе, забитое грузовиками, перевозящими итальянские войска на юг к Мадриду. Пулеметные очереди с самолетов поражали колонны грузовиков, поджигая их, солдаты разбегались в прилегающие поля. Командование республиканских ВВС организовало своего рода "самолетный конвейер" с таким расчетом, чтобы непрерывно наносить по наступавшим итальянским фашистам удары с воздуха. Пока одна группа бомбила, другая шла от цели, третья заправлялась, четвертая уже взлетала. Летчики под руководством Проскурова совершали по три-четыре вылета в день, потери итальянских дивизий были огромны
Последний бой, в котором принимали участие бомбардировщики Проскурова, состоялся 29 мая 1937 года. Республиканская авиация получила приказ бомбардировать порт Пальма на острове Майорка. Внезапно два бомбардировщика, ведомые советскими пилотами, отделились от группы и нанесли удар по немецкому линкору "Дойчланд" в соседнем порту Ибица. Тридцать один германский моряк был убит и семьдесят четыре ранены. Разъяренный Гитлер отомстил, приказав бомбить республиканский порт Альмерия. Некоторые источники считают, что Проскуров участвовал в этом рейде, и вероятно, имел молчаливое разрешение атаковать "Дойчланд", но когда Сталин увидел реакцию Гитлера, он дал приказ, запрещающий дальнейшие действия подобного рода.
И.В. Сталин, просмотрев представление на награждение Ивана Проскурова, вычеркнул слова "ст. лейтенант" и вписал "майор". 27 июня 1937 года майору Проскурову Ивану Иосифовичу было присвоено звание Герой Советского Союза. В том же году Проскурову было присвоено воинское звание полковник, и он был назначен командиром 54-й авиационной бригады Киевского военного округа. 22 февраля 1938 года Проскурову было присвоено воинское звание комбриг. С мая 1938 года комбриг И.И. Проскуров командовал 2-й авиационной армией особого назначения, дислоцированной под Воронежем. Авиационная армия особого назначения являлась оперативным объединением авиации резерва Главнокомандования РККА и предназначалась для выполнения самостоятельных оперативных и стратегических задач. В составе армии имелись две тяжелобомбардировочные, одна легкобомбардировочная и одна истребительная авиационные бригады, которые насчитывали до 260 самолетов, а также управление и части обеспечения.
14 апреля 1939 года комдив Иван Проскуров был назначен заместителем наркома обороны СССР - начальником 5-го (разведывательного) управления РККА (ГРУ), а также членом Главного военного совета наркомата обороны. Ранее в одном из выступлений И.В. Сталин заявил, что РУ фактически обезглавлено в чистках и потеряло много ценных кадров. Вероятно для того, чтобы восстановить уверенность службы в себе и улучшить моральное состояние, был выбран Герой Советского Союза с боевым опытом в испанской гражданской войне - РУ было нужно новое лицо. Основные кадры управления были почти поголовно уничтожены в результате репрессий. Были арестованы и расстреляны начальники Разведывательного управления РККА комкор Семен Урицкий, армейский комиссар 2-го ранга Ян Берзин, старший майор госбезопасности Семен Гендин, комдив Александр Орлов, а также их заместители, начальники отделов и отделений, отозваны и расстреляны многие работники зарубежных резидентур. Иван Проскуров пытался отказаться от этого назначения, просил не поручать ему дело, которого он не знает и не любит, однако И.В.Сталин придерживался принципа "любой человек – на любое место". В результате чистки и репрессий число специалистов в военной разведке сократилось до минимума. Полученные из-за границы донесения подолгу оставались нерасшифрованными. Некому было анализировать поступающие материалы об организации зарубежных армий, о новинках военной техники. Проскуров докладывал наркому обороны К.В. Ворошилову: "В архиве есть много неразработанных ценных материалов. Сейчас разрабатываем, но там целый подвал, колоссальное количество литературы, над которой должна работать целая бригада в количестве 15 человек в течение пары лет", и много раз просил Ворошилова для ускорения работы увеличить штат сотрудников, но всегда получал отказ.
У Проскурова не было опыта разведывательной работы, но он идеально подходил для доверенного ему поста. Боевой офицер, одаренный командир, он был высокообразованным человеком и имел великолепную память. Будучи честным, он отказывался вуалировать правду при подготовке разведывательных донесений. Донесения, получаемые Сталиным от советской военной разведки, отражали реалии армий капиталистического мира, стоящего перед СССР. Советские разведчики старались быть в своих докладах абсолютно объективными, однако информация, поступавшая от зарубежных резидентур, иногда не вызывала доверия у руководства страны. В некоторых случаях она считалась дезинформацией, так как представлявшая ее разведывательная сеть якобы создавалась сотрудниками, ранее осужденными и расстрелянными за "шпионаж". Однако в 1939 году, во время событий, ведущих к пакту о ненападении и вторжению в Польшу, Сталин принимал во внимание сведения, получаемые Проскуровым от резидентуры РУ в Варшаве. В СССР при Сталине подхалимство перед "хозяином" и сокрытие неприятной правды были правилом, так что качества Проскурова такие как правдивость, особенно независимость его точки зрения, вряд - ли могли внушить к нему любовь вождя. И действительно, прямота Проскурова часто приводила в ярость Сталина, который знал, что не может им управлять. Работать Проскурову было очень трудно. В СССР, как и в других государствах, имелись противоречия и постоянное соперничество между спецслужбами. А если учесть, что во главе НКВД стоял опытный политический интриган Лаврентий Берия, можно представить, насколько сложным было положение Проскурова, который, конечно, не являлся политической фигурой и не имел постоянного выхода на главу страны. Тем не менее в 1939 и 1940 годах обстановка в РУ несколько улучшилась, террор в армии значительно сократился, удалось восстанавливать прерванные контакты с зарубежной агентурой.
Война с Финляндией выявила многие проблемы в Красной армии. Советское руководство решило пойти на крупные кадровые перестановки в РККА - сменился нарком обороны и многие его заместители, начальник Генерального штаба и руководители главных управлений НКО. Нарком обороны Ворошилов пытался переложить часть своей вины на разведку и говорил: "Плохо поставленное дело военной разведки вообще особенно отрицательно отразилось на нашей подготовке к войне с Финляндией. Наркомат обороны и Генеральный штаб, в частности, к моменту начала войны с Финляндией не располагал сколько-нибудь точными данными о силах и средствах противника, качестве войск и их вооружении, особенно плохо был осведомлен о действительном состоянии укрепленного района на Карельском перешейке, а также об укреплениях, построенных финнами в районе озера Янисярви – Ладожское озеро".
Это утверждение наркома было не вполне правдивым. Разведка заблаговременно выявила и доложила Генштабу основные сведения о линии Маннергейма и об организации финской армии. Но советское руководство проигнорировало эти данные, что и привело к печальным результатам. Выступая 17 апреля 1940 года на совещании по итогам войны, Проскуров отверг несправедливые обвинения в адрес РУ и предложил ряд мер по совершенствованию его работы. В 1940 году комдив И.И. Проскуров был награжден вторым орденом Красной Звезды, 4 июня 1940 года ему было присвоено воинское звание генерал - лейтенант авиации.
Однако 11 июля 1940 года он был снят с должности. Некоторые историки полагают, что одной из причин увольнения Проскурова были неудачи в Советско - Финской войне по вине разведки. Другой причиной этого могла быть твердая уверенность Проскурова в том, что Гитлер не имеет возможности для высадки десанта на территории Великобритании в 1940 году. Сталин весьма рассчитывал на такой вариант развития событий, и был недоволен позицией начальника РУ и подверг его доклад резкой критике. Он сказал: "Совсем недавно, товарищ Проскуров, вы уверяли нас со своими цифрами и данными, что наступление немцев на Западе приведет к затяжной и кровопролитной войне. Мы поверили вам и провели соответствующие мероприятия. Теперь вы также нас уверяете, пытаетесь уверить, что десант в Англию невозможен, потому что на ваших бумагах не сходятся нужные цифры. Таким образом, вы вводите в заблуждение Политбюро ЦК".
Еще одной причиной увольнения Ивана Проскурова могли быть натянутые отношения с вновь назначенным Сталиным наркомом обороны Семеном Тимошенко, который неприязненно относился к Проскурову со времен Советско - Финской войны. Тимошенко никак не мог забыть проверок Проскурова его фронта, стоявшего против "линии Маннергейма", и его доклада Сталину о скандальных потерях, понесенных его войсками.
Также одной из причин, побудивших Сталина снять Проскурова, могло быть и сообщение из софийской резидентуры РУ от 6 июня 1940 года, которое тот переслал Сталину. В нем сообщалось, что Германия стремится заключить сепаратный мир с Францией, а затем совместно с Италией и Японией напасть на СССР. Можно представить, какой эффект произвело это сообщение на Сталина, когда он планировал новые действия в Прибалтике, чтобы присоединить этот регион к СССР. А если Гитлер разорвет пакт о ненападении и нацелится на Советский Союз? Неприятную весть принес Проскуров.
Многие историки считают, что главной и основной причиной увольнения Проскурова могло быть опасение Сталина, что он не сможет его контролировать, и Проскуров будет проводить свою точку зрения, даже если она противоречит позиции Сталина. С нынешних позиций трудно объективно оценить результаты работы Ивана Иосифовича Проскурова на посту начальника РУ РККА, однако стоит отметить, что в этот период произошли следующие события: агрессия Японии в Китае; советско-японский вооруженный конфликт на реке Халхин - Гол; подписание советско - германского пакта о ненападении; война Германии с Польшей, Англией и Францией, освободительный поход Красной Армии в Западную Украину, Белоруссию и Бессарабию, советско-финская война, присоединение Литвы, Латвии и Эстонии. Естественно, что все это происходило при участии резидентур.
В сентябре 1940 года И.И. Проскуров был назначен командующим ВВС Дальневосточного фронта. 5 декабря 1940 года Постановлением СНК СССР в ГУ ВВС КА было создано Управление дальнебомбардировочной авиации. Заместителем начальника Главного Управления ВВС Красной Армии по дальнебомбардировочной авиации был назначен генерал-лейтенант авиации И.И. Проскуров. В январе 1941 года по инициативе шеф - пилота ГВФ А.Е. Голованова и личному указанию И.В. Сталина началось формирование отдельного авиационного полка специального назначения из пилотов, владеющих навыками слепых полетов. Начальник Главного Управления ВВС генерал - лейтенант П.В. Рычагов высказывался против подобных инициатив, но его заместитель по дальнебомбардировочной авиации генерал - лейтенант И.И. Проскуров одобрил инициативу А.Е. Голованова и оказывал ему всевозможную посильную помощь. Был сформирован Отдельный 212-й дальнебомбардировочный полк, на основе которого после начала войны была развернута дальнебомбардировочная дивизия, ставшая позднее частью нового рода войск - Авиации Дальнего Действия, руководимой А.Е.Головановым и подчиняющейся непосредственно Верховному Главнокомандующему. А.Е. Голованов, впоследствии Главный Маршал авиации, отзывался о Проскурове как о человеке высокообразованным не только в техническом отношении, но в самом широком смысле этого слова. Проскуров был детально в курсе дел и жизни дальнебомбардировочной авиации, знал ее структуру и состояние боевой подготовки, прекрасно знал всех командиров корпусов.
Весь 1940 год в авиации шла напряженная боевая учеба, но бурный рост отечественной военной авиации сопровождался большим количеством аварий и катастроф с человеческими жертвами. Это объяснялось сложностью пилотирования новых самолетов, недостаточной квалификацией летчиков, обученных по сокращенной программе, а также многочисленными нарушениями летных правил. Начальник ВВС Рычагов считал главной причиной аварий конструктивные недостатки новых самолетов и низкое качество изготовления, о чем открыто заявлял. Аварии случались и в дальнебомбардировочной авиации, в которых был обвинен Проскуров - аварии самолетов с гибелью людей при перелете дальнебомбардировочного авиаполка из Новосибирска в Ташкент. 12 апреля 1941 года вышел приказ наркома обороны № 0022: "Заместителя начальника Главного управления ВВС Красной армии генерал-лейтенанта авиации Проскурова И.И. за явно преступное распоряжение, нарушающее элементарные правила летной службы, в результате чего произошло 3 катастрофы, при которых погибло 7 человек и ранено 2 человека, от занимаемой должности отстранить и предать суду". Однако 4 мая 1941 года Сталин решил, что погорячился, и подписал следующее решение Политбюро: "Предложить Прокурору СССР тов. Бочкову в отношении генерал-лейтенанта авиации Проскурова и полковника Миронова рассмотреть их дело на суде и, имея в виду их заслуги по работе в Красной армии, ограничиться общественным порицанием".
В середине июня 1941 года И.И. Проскуров был назначен командующим ВВС 7-й армии, дислоцированной в Карелии, и 22 июня 1941 года убыл к месту службы. 27 июня его арестовали и доставили в Москву, где предъявили стандартное обвинение, что он был "вовлечен в заговорщическую антисоветскую организацию, по заданию которой проводил враждебную работу по ослаблению военной мощи СССР. По возвращении из Испании тормозил боевую подготовку летного состава, не боролся с аварийностью".
В числе "заговорщиков" кроме Проскурова были также авиационные генералы Локтионов, Рычагов, Птухин, Пумпур, Смушкевич, командующий ПВО Штерн и другие. При эвакуации из Москвы вместе с аппаратом НКВД подследственные были вывезены в Куйбышев. Признавая, что в их служебной деятельности были отдельные ошибки и некоторые упущения, подследственные категорически отрицали наличие злого умысла, а тем более - военного заговора. Но нарком НКВД Л.П. Берия и его подручные настойчиво его фабриковали, что должно было объяснить катастрофические поражения Красной армии в начале войны. От некоторых подследственных интересующие показания получить удалось. И.И. Проскуров на допросах подвергался пыткам и избиениям, но никаких порочащих его признаний не подписал, и показаний на других подследственных не дал. Иван Иосифович Проскуров в числе других арестованных был расстрелян без суда по предписанию Наркома НКВД Л.П. Берия 28 октября 1941 года на территории спецдачи НКВД в дачном поселке Барбыш в пригороде Куйбышева. Территория бывшего дачного поселка Барбыш ныне входит в городскую черту Самары, в этом месте сейчас располагается детский парк имени Юрия Гагарина. Точно место захоронения погибших не известно, в парке установлена мемориальная доска. В 1955 году Иван Проскуров был реабилитирован посмертно.
Список источников. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Проскуров Иван Иосифович; https://www.peoples.ru/military/hero/ivan_proskurov/Биография Иван Проскуров; www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1022; https://history.wikireading.ru/270586 Мерфи Дэвид Э.ВикиЧтение.Что знал Сталин; https://nvo.ng.ru/history/2007-08-24/6_sokol.html Александр Печенкин.Взлет и падение сталинского сокола;