Золотом листвы осыпает школу. Солнце весело играет на стекле широких окон, за которыми после долгих каникул оживлённо звучат детские голоса. А сердце улыбается в нежной грусти, когда идёшь по школьным коридорам. Когда – то и я с замиранием слушала о Наташе Ростовой, любовавшейся звёздным небом. Уроки литературы, перешедшие из школьных стен в жизнь, учитель, сумевший вдохнуть любовь к слову, и эта безграничная любовь к прекрасным порывам человеческой души, к миру. Для настоящего учителя урок не заканчивается со звонком. Так по сей день, удивляясь и восхищаясь, я учусь у отличника народного просветления Ольги Петровны Лукояновой. Всем на селе известна эта яркая, сильная и уверенная в себе учительница, без сомнения, великолепный педагог, но более того – человек, жизненным примером возвысивший ценность семьи. Она хранит серьёзнейший архив документов, писем, фотографий, медалей.
История семьи уходит далеко к прадедам. Род Ольги Петровны корнями уходит в Пермскую область, хутор Межовка. Семья деда Георгия Савельевича Рогожникова жила зажиточно. Вернувшись с войны 1914 года, дедушка женился на крестьянке Евдокии. В её семье у матушки было рождено 19 детей. А у молодых родились дочери – Анна и Фаина. Надо сказать, что родство Рогожниковых было очень крепким и дружным, трудолюбивым и мастеровым. Как во многих семьях той России, брата Ефима, имевшего добротное хозяйство, молотилку, раскулачили, а Георгий, став коммунистом, окончил курсы дорожных мастеров. По направлению партии в 1946 году молодым специалистом приехал в Манчаж. Построили ему домик да вручили двух казённых коней – Карько и Рыжко, на которых многострадальная Евдокия дрова с сеном возила, и семья всю крестьянскую работу «срабливала». Мужу не до хозяйства было – общественник, коммунист, радеющий на своём поприще. У него и дома в углу висел огромный, с человеческий рост, портрет Сталина. А бабушка Евдокия берегла свою родовую икону Богородицы и прятала в буфете. Каждый день проживала в добросовестном труде да подпитывала нравственный мир своей души молитвой. Безграмотная, она понимала, что есть две вещи, возвышающие человека: звёздное небо и нравственный мир внутри нас.
Сёстры Анна и Фаина закончили Красноуфимское педучилище. Анна работала в райкоме партии, а Фаина, молодая учительница, отправилась по распределению под Красноуральск в таёжную деревню Ясьва, где знакомится с красивым, статным офицером Петром Кузьменко, служившим во внутренних войсках, охраняющих заключённых. В 1937 году Пётр был призван в армию. Война застала его под Москвой, откуда из фашистского окружения пришлось выводить лагерь, за что он получил медаль «За боевые заслуги». Кстати, сестра Фаины Анна тоже была на фронте: служила зенитчицей в Москве, где пропал без вести её любимый. Уходила на фронт в надежде отыскать его, но, не отыскав, всю дальнейшую жизнь прожила одна, сохранив верность.
Тяжело было в Ясьве молодой учительнице – голодно и холодно. Спасалась кедровыми шишками да лаской Петра. Светловолосый голубоглазый красавец обладал добрейшей душой, жил в гармонии с людьми и природой, поэтому, наверное, ещё и рисовал красиво. Фаина поначалу сторонилась бравого офицера. В детстве она переболела оспой и стеснялась лица в оспинках. Но Пётр громогласно заявлял: «Я матку выбрал, потому что она годна в жизни».
В 1945 году родился брат Володя (впоследствии он закончит УПИ и уедет в Тольятти на ВАЗ), а в 1950 году – Ольга. Тяжело молодой семье было, особенно когда Фаина Георгиевна сломала ногу, попав под машину, привозившую в деревню воду. Нога долго не срасталась, и женщина полгода провела в больнице. В 1953 году по амнистии лагерь расформировали, и офицер с семьёй отправился в Манчаж к родителям жены. Здесь, рядом с домом деда Георгия срубили избу и жили одним двором, воспитывая детей. Трудились, справляли общие праздники с налевошными да картовными шаньгами, колобашками – малинками да ирисками из свекольных парёнок. Однажды бабушка Евдокия решила окрестить внучат. Скрытно от деда потащила их в церковь. Но Георгий прознал – не позволил, догнал в дороге, вернул. Евдокия была очень мягкая, добрая, хранившая в себе кладезь народной мудрости. На всё у нее были присказка да приговорка. Часто говаривала: «Крепись. Человек, если укрепится, станет твёрже камня, а если раскиснет, станет жиже воды». Как ей ни досажали внуки, ни разу не оскорбила их обидным словом. Самое страшное ругательное выражение было «жижа малинова», которое действовало усмиряющее. Да и никто в семье никогда не повышал голоса. Атмосфера любви царила во всём. Бывало, сядет мать шить, а отец ручку швейной машинки крутит. И когда отец умер от порока сердца в 46 лет – это была первая ужасная потеря. Для Ольги Петровны первое осознание – настолько тяжело расставаться с любимыми. Не выйдя повторно замуж, Фаина Георгиевна окунулась в общественную работу. Служила в райисполкоме секретарём, затем вела классное руководство в школе и заведовала библиотекой. Устраивала ученикам незабываемые библиотечные часы. Имея феноменальную память, знала наизусть множество стихов, которые без устали декламировала по два часа подряд, устраивая поэтические вечера. Даже выйдя на пенсию, ещё 15 лет Фаина Георгиевна работала и библиотекарем, и в сберкассе. Прямая, волевая и целеустремлённая, она могла достичь больших успехов, но самой большой своей заслугой считала семью, говоря за большим семейным столом: «Вот вы посмотрите, как нас много, а если бы не я, вас всех не было бы».
Ольга Петровна с трепетом вспоминает детство. Поездки с отцом на велосипедах в лес, экспедиции с подружкой по оврагам – мечтали стать геологами, - катание с гор на самодельных салазках, чтение книг на русской печи. Книги любила, как любила незабываемые уроки литературы, преподаваемые Зоей Николаевной Смирновой. Помнит, как не вошедшего в программу Есенина читали вечером на матах в спортзале. Под влиянием любимой учительницы, Ольга Петровна в 1967 году поступила в пединститут на филфак, а в 1971 году вернулась в родную школу. Вот уже 35 лет за одним столом. За эти годы сделано шесть полных выпусков. И, как говорит Ольга Петровна: «Ни одного не состоявшегося урока не было за всю жизнь». Её уроки живые, наполненные искренними чувствами. «Литературу надо изучать не для того, чтобы в случившейся ситуации думать, а как бы на моём месте поступил тот или иной герой, а для создания в душе нравственного мира, - говорит Ольга Петровна, - нужно учиться сопереживать, наполнять сердце переживаниями, а оно уже подскажет, как жить».
Литература неразделима с жизнью, с человеческой душой, а потому сухое преподавание тут неприемлемо. Поэтому на уроках Ольги Петровны нет равнодушных. Если, читая финальную сцену в «Гранатовом браслете», учительница плачет, то можно и не разжёвывать суть – она уже вошла в детские сердечки. Метод работы Ольги Петровны не только в тщательной подготовке: знание материала, ответственность за каждое слово, - но и в потрясении детской души. Потому до сих пор помнятся уроки литературы и то страстное желание окунуться в мир классики – в мир человеческой души. Не зря побывать на открытом уроке Ольги Петровны значило открыть целый мир преподавания, воспитания и накопления бесценного опыта. Но для учительницы каждый урок был открытием. Добившись немалых высот на профессиональном поприще, она главным делом своей жизни считает собственную семью. «Всю жизнь я строила свой мир,- гордо заявляет Ольга Петровна. Мой нравственный мир – моя семья. Жизнь удалась – дети выросли хорошими людьми». А на родовой земле Ольга Петровна с мужем Александром Александровичем выстроили огромный красивый дом с плодоносящей яблоней под окном и благоухающим цветником. Стены дома украшены искусной вышивкой. Ольга Петровна великолепная рукодельница –переняла талант от тётки и мамы. Вышитые пионы, словно живые: дунь ветерок, и вздрогнут нежные лепестки. Кудесница хитро улыбается: «Я ещё и не то могу!» Соленья, варенья, ватрушки – пальчики оближешь (сама пробывала). Воистину талантливый человек талантлив во всём. А иначе и нельзя.
Чтобы создать Дом – дом с большой буквы, нужны крепкие корни, любящее сердце и разные таланты. Когда дети были маленькие, супруги держали корову, овец, кур – занимались хозяйством. В трудную минуту с ними всегда были друзья: семья Дьячиных, С. М. Зюкова. У супругов Лукояновых трое детей. Денис - труженик, очень добрый, целеустремлённый. Лена - домоуправительница, нежнейшая мать и семейный доктор. Наташа – тонкой души человек, одарённая чувством красоты, пишет картины. Она, как и мама, преподаёт в школе литературу и русский язык. Дети разные, но всех их объединяет порядочность, обязательность, следование традициям семьи и бесконечная дружба.
Немалую роль в воспитании детей сыграл любящий отец. Супруги являли перед ними пример чистых взаимоотношений мужчины и женщины: бесконечного сопереживания, состра-дания, взаимовыручки. И, как утверждает Ольга Петровна: «С мужем ни на минутку не забываю, что я женщина, постоянно чувствую его заботу». Супруги всегда вместе, всю жизнь рука об руку. Даже сегодня, расставаясь на полчасика, говорят: «Не волнуйся, я скоро буду». Александр Александрович – высококлассный токарь – шлифовщик. К нему ехали со всех уголков района и даже из Башкирии шлифовать валы. И хотя за жизнь привелось ему быть и председателем рабочкома, и начальником ЖКХ, своё призвание он нашёл в токарном деле. Трудолюбие отца и его стремление делать всё хорошо передалось и детям. А теперь Александр Александрович супердедушка.
Родовой дом объединяет четыре семьи, которые вместе и в горе, и в радости. Праздники, вылазки в лес, а главное- потребность быть вместе.
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них.
Это про семью Лукояновых, посвятивших жизнь сохранению корней, воздвижению храма любви – дома, богатого семейными традициями. Как тяжело провожали они своих стариков в последний путь, как радостно встречали малышей, как самозабвенно принимали дар жизни и возможность любить и быть любимыми. Дед Георгий прожил жизнь под портретом Сталина, бабушка Евдокия - с иконой. А Ольга Петровна утверждает: «Жить нужно под портретами родных. В какую бы эпоху ни жил человек, какие религии ни исповедовал, самое вечное и неизменное для него - семья. Только семьёй жив человек и становится таковым, благодаря семье».
Татьяна Костырева
2006 г.