(книга "Четверть века")
Я очень надеюсь, что этим рассказом я не сильно утомлю читателей моего канала, обнажив ещё одну грань бриллианта под названием «Военно-морская дипломатия».
Итак. В начале сентября 2011 года СМИ практически всего мира с упоением освещали эпохальный визит в Россию Ея Величества Королевы Маргрете II, Его Королевского Высочества Принца-Консорта Хенрика, а также Его Королевского Высочества Крон-Принца Фредерика, которые с 6 по 10 сентября находились в России с государственным визитом. По программе визита с 6 по 8 сентября Королевская чета находилась в Москве, а потом переехала в город на Неве, где её уже ожидала королевская яхта «Даннеброг» в сопровождении фрегата береговой охраны «Тетис». И вот с этого момента начинается самое интересное и местами потешное.
Только представьте себе! Чудесное тёплое утро на Неве! Полнейший штиль, на голубом бездонном небе нет ни одного облачка! Не погода, а - Царствие Небесное! В такую погоду хорошо либо писать стихи, либо стреляться на дуэли!
Широкая Нева ласково и лениво плещется у причала Английской набережной, а чайки своими редкими вскриками невольно заставляют поверить в реальность всего происходящего. И вот из-за поворота реки уже показалась белоснежная королевская яхта с двумя высокими парусными мачтами и остроносым золочёным бушпритом впереди. Позади неё грозным тёмно-серым силуэтом скромничал боевой фрегат «Тетис» сопровождения. Параллельно с ними шли два наших черно-жёлтых рейдовых буксира, готовые в любой момент прийти на помощь вдруг растерявшимся при швартовке гостям. Надо сказать, что швартовка в Неве очень непростая, так как на малом ходу и при течении до 6 км/час большой корабль становится практически неуправляемым, и вот тут-то ему на помощь и приходят буксиры. Но опытные капитаны и штурмана, знающие об этой опасной особенности нашей Невы, всё же умудряются красиво и с первого захода пришвартоваться, что называется «впритирочку» - этакий капитанский шик. Но!!! Всё это делается под руководством и при личном присутствии лоцмана Петербургского морского порта на капитанском мостике гостя. И вот в полной тишине, нарушаемой шумом проезжающих по Благовещенскому мосту машин и автобусов, подходит красивая яхта «Даннеброг» и начинает перед причалом выписывать никому непонятные фигуры высшего пилотажа.
Фрегат «Тетис» предупредительно остался стоять поодаль от причала на середине Невы, словно почуяв недоброе. На причале наш оркестр ждёт от меня отмашки, когда надо играть приветственный марш. Я же команды оркестру не подаю, потому что не понимаю всех неприличных эволюций яхты, которая вертится на быстром речном течении перед нами словно муха не стекле! Рядом стоят представители наших телеканалов и тревожно спрашивают: «Что-то не так?».
Я тут же по УКВ-связи, связываюсь с нашим лоцманом, который стоит на капитанском мостике яхты, и пытаюсь выяснить, какого чёрта яхта занимается фигурным катанием – так и до навала (столкновения) кораблей недалеко, ибо буксиры тоже отползли от фривольной яхты подальше от греха. При этом общение с нашим лоцманом у нас шло на чисто флотском языке – таком лаконичном и выразительном, правда с применением иногда и парламентарных выражений! Оказалось, что капитан королевской яхты – целый контр-адмирал решил тоже с этаким шиком причалить, а вот гидрологию Невы не изучил как положено и теперь пытается по ходу пьесы изобразить нечто приличное. И в добавок абсолютно игнорирует указания лоцмана – в нарушение морского законодательства России и международного морского права. Все увещевания по УКВ-станции на этого честолюбца-адмирала действия не возымели. Он упорно сопротивлялся всем лоцманским указаниям!
Несчастное судно уже дважды безуспешно заходило на причал: то есть подходило к Благовещенскому мосту, перед ним разворачивалось и пыталось пришвартоваться к причалу, но сильным отжимным течением его снова выталкивало на середину Невы, где сиротливо ожидал развязки этой драмы испуганный фрегат «Тетис» в компании двух таких же испуганных буксиров. Мои нервы уже не выдержали, и я связался по УКВ с капитанами буксиров: «Поймайте-ка мне этого двоечника и припаркуйте его сами к причалу».
Именно – «припарковать» к причалу – это сущий позор капитану. Это когда буксиры просто тупо и решительно, но очень осторожно толкают пароход в борт и прижимают его к причалу, где наша швартовая команда уже «привязывает» его как бычка верёвочкой к колышку. Непокорную яхту буксиры поймали и под дружный хохот чаек и бакланов, летавших вокруг кораблей, прижали к причалу. Уф! Наконец-то! Привязали! Теперь никуда не денется!
Оркестр! А теперь сыграй-ка нам что-нибудь, только не реквием Моцарта, ну хоть кавалерийский марш Мендельсона, что ли! Увидев, что корабельная опасность миновала, исходящая от своей же яхты, фрегат «Тетис» радостно вспенил непокорные быстрые невские воды и с первого же захода под звуки нашего оркестра с ошвартовался на причале прямо позади многострадальной яхты, подняв небольшую волну.
Ко мне тут же подбежали корреспонденты с телеканалов, с изумлением перебивая друг друга:
- Боже! Мы первый раз в жизни услышали, как оказывается красиво и витиевато можно разговаривать на нецензурном языке!
- Когда это было? - я искренне удивился...
- Да когда вы по рации с лоцманом говорили... А Вы бы не могли это всё повторить на телекамеру?.
- К сожалению – нет, господа, - развёл я руками и добавил, указывая рукой на яхту, - это как поэзия – только по вдохновению, будь оно неладно!..
Но на этом приключения не закончились. По правилам этикета и международного протокола я должен был подняться на борт яхты, где меня должен встретить командир похода, он же – командир королевской яхты. Но обиженный контр-адмирал не захотел со мной встречаться. То ли испугался, что ему я сделаю кроме устного ещё и физическое замечание, то ли он просто обиделся, что про него Нева со всеми чайками и бакланами услышала ту правду, в которой он сам себе боялся признаться.
Короче нарушение протокола по всем статьям с явным неуважением принимающей стороны. Ну ладно! Ноту протеста на действия адмирала я писать не стану, но отомщу ему по полной! Как говорится: я мщу, и мстя моя страшна! Выразив устную ноту протеста военному атташе Дании в связи с адмиральским демаршем, я спокойно покидаю яхту и иду на борт фрегата, где меня лично встречает командир корабля. А месть была в следующем! Своими организационными действиями я понизил статус адмирала очень элегантным способом. Подаётся кортеж с «люстрами» (это так машины ГАИ сопровождения называются), в котором есть машины представительского класса, и есть машины для сопровождающей делегации и моей команды службы протокола. В первую машину (либо «Тойота Камри», либо «Мерседес») садится Главком ВМС Дании со своим адъютантом, которые накануне прилетели в Петербург из Копенгагена, во вторую (такую же) – садится командир фрегата «Тетис» с моим помощником, и в третью – в чёрненький скромный «Форд Фокус» - одинокий контр-адмирал с этой яхты. Весь кортеж уезжает в Смольный на официальную встречу с Губернатором Санкт-Петербурга. Церемониал встречи и прощания проходит в той же последовательности, то есть замыкающим и как бы случайным участником оказывается этот адмирал. Ну и так получалось, что адмиралу не суждено было принимать участие во всех официальных и неофициальных культурных мероприятиях – почему-то ни места, ни времени для него не находилось.
Зато весь личный состав и фрегата, и яхты были окружены той дипломатической лаской и учтивостью, на которую только был способен дипломатический корпус Ленинградской ВМБ. Потом при прощании, когда командир фрегата спустился ко мне и лично вручил герб своего корабля и памятный сувенир, мне стало известно, что этого блатного контр-адмирала на датском флоте никто не любит.
Его когда-то перевели с боевого корабля на яхту из-за того, что управляя боевым кораблём, он умудрился посадить его на мель (ну не дружит он со штурманским делом). И теперь датские офицеры ВМС были безгранично мне благодарны за такую изысканную месть. Но это только часть истории. Не хочу быть навязчивым и поэтому в следующем рассказе под названием «Нечаянно так…» я поведаю дорогим моим читателям, как ваш покорный слуга невольно «нарвался» на изысканный комплимент от самой Ея Величества Королевы Маргрете II.
© Алексей Сафронкин 2021
Другие истории из книги «ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА» Вы найдёте здесь.
Если Вам понравилась история, то не стесняйтесь подписываться на мой канал, и не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями.
Описание всех книг канала находится здесь.
Примечание: текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены с личного согласия автора.