Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Советский Эркюль Пуаро, который почему-то не «выстрелил»

Режиссёр Вадим Дербенёв впервые в СССР экранизировал детектив Агаты Кристи. Это был фильм «Тайна „Чёрных дроздов“», вышедший в 1983 году.

Картина оказалась невероятно успешной, и Дербенёв был приятно ошарашен удачей.

Спустя несколько лет он решил повторить успех и начал съёмки нового детектива по книге Кристи — «Загадка Эндхауза».

Кадр из фильма «Загадка Эндхауза»
Кадр из фильма «Загадка Эндхауза»

В предыдущей экранизации главной героиней была очаровательная старушка миссис Марпл, в новой же работе верховодил знаменитый сыщик, выдуманный Агатой Кристи, — Эркюль Пуаро. Вадим Дербенёв долго думал, кого пригласить на эту роль, и в конце концов остановился на кандидатуре Анатолия Равиковича. Равикович к 1989 году, когда стартовали съёмки, был знаменитостью. Его уже отлично знали ленинградские театралы (он уже без малого 30 лет служил в театре Ленсовета), но всесоюзную известность и симпатии зрителей ему принёс обворожительный подкаблучник Хоботов из комедии «Покровские ворота» (1982).

Сам актёр к Хоботову относился неоднозначно: с одной стороны, именно этот образ сделал его любимцем страны, с другой стороны, к Равиковичу накрепко приклеилось амплуа мужчины доброго, покладистого, немного наивного и совершенно бесхребетного.

Конечно, самому артисту это совсем не нравилось и он мечтал о роли, которая показалы бы совсем в ином свете. Поэтому-то он с радостью принял приглашение Дербенёва: у него появился шанс продемонстрировать другие грани актёрского дарования.

Не меньше времени занял подбор актёра на роль помощника Пуаро Гастингса. Менее сообразительный, но не менее привлекательный помощник сыщика был и у другого знаменитого сыщика — Шерлока Холмса, выдуманного Артуром Конан Дойлем. Сама Агата Кристи не скрывала, что позаимствовала идею у коллеги. Перед Вадимом Дербенёвым встала задача найти интересного молодого мужчину, который бы гармонично смотрелся в паре с Анатолием Равиковичем, но не затмевал бы его. Неожиданно претендент нашёлся на телевидении.

Режиссёру на глаза попался ведущий программы «Спутник телезрителя».

Программа выходила в эфир уже около трёх лет, её ведущий уже был хорошо знаком зрителям, да и выглядел эффектно и даже в чём-то по-заграничному. Этим ведущим был 43-летний Дмитрий Крылов. Дмитрий в кино прежде не снимался, но охотно согласился сыграть в детективе, хотя его дебют оценили не все.

Фото со съёмок.  Анатолий Равикович и Дмитрий Крылов
Фото со съёмок. Анатолий Равикович и Дмитрий Крылов

Британцев и британок, как водится, изображали прибалтийские актёры и актрисы, а одного из второстепенных героев сыграл Андрей Харитонов, которого после героической роли в мюзикле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982) обожали зрительницы.

Собственно Британию снимали снова в Прибалтике. Несмотря на то, что в конце восьмидесятых уже вовсю задували ветра перемен,

у киношников по-прежнему не было возможности выезжать в длительные экспедиции на Запад.

Большую часть эпизодов сняли поблизости от Каунаса в Литве, который для советского зрителя выглядел вполне загранично. Кстати, позже

«Загадку Эндхауза» назвали одним из самых стильных позднесоветских фильмов:

в ней всё действительно было выверено, а костюмы и декорации по-настоящему впечатляли.

Тем не менее, выйдя на экраны, детектив «Загадка Эндхауза» успеха «Тайны “Чёрных дроздов”» не повторил. В чём была причина, сказать сложно. Возможно, в 1990 году людей уже интересовали другие проблемы, возможно, сам Вадим Дербенёв совершил ошибку, попытавшись пойти проторенным путём.

И зрители, и критики встретили ленту прохладно, хотя большинство всё-таки оценило работу Анатолия Равиковича и его новый образ.

Однако таким же хитом, как и предыдущий детектив, фильм не стал. Его, конечно же, принято сравнивать с британский сериалом, где в течение почти 15 лет роль Эркюля Пуаро играл Дэвид Суше. Многие уверены, что Равикович однозначно проигрывает коллеге-англичанину.

Фото со съёмок.  Анатолий Равикович
Фото со съёмок. Анатолий Равикович

Но, скорее всего, это закономерно. Хотя бы потому, что Суше показывался в образе Пуаро полтора десятка лет и стал привычным настолько, что теперь даже сложно представить сыщика иным.

Анатолий Равикович сыграл хитроумного бельгийца лишь однажды.

Но, возможно, если бы наши кинематографисты создали сериал по Агате Кристи, то мы бы получили собственного Пуаро, как когда получили гениального Холмса-Ливанова. И не исключно, что этот наш советский Пуаро тоже стал бы мировой знаменитостью.

А как вы считаете, почему «Загадка Эндхауза» провалилась?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-4