В сентябре наконец состоится многократно отложенная премьера пятого и последнего с участием Дэниэлом Крейгом фильма "Не время умирать". По мнению многих, именно Крейг – самый жесткий и брутальный Бонд за всю историю франшизы. Впрочем, многие никакого другого Бонда и не помнят. Суровый, стальной взгляд, атлетичная фигура, истинно британская осанка и чувство юмора, идеально подогнанные костюмы – неизменные атрибуты тайного агента ее величества.
В отличие от другого спецагента Итана Ханта (Том Круз) из заокеанской серии "Миссия Невыполнима", Бонд – яркий индивидуалист, а не командный игрок. Его культурный код – это аристократическая роскошь: часы Rolex, костюмы Brioni, спортивный Aston Martin, Martini с водкой и красивые девушки. Впрочем, неизменно с Бондом только Martini и девушки, тогда как Rolex и Brioni в последние годы не выдержали конкуренции с такими брендами, как Omega и Tom Ford. Позиции Aston Martin тоже не безусловны – какое-то время Джеймс Бонд предпочитал более драйверские и ничуть не уступающие по эстетике BMW. Но патриотизм все-таки возобладал.
Но причем тут политкорректность? Дело в том, что Крейг давно и четко заявил: нынешний фильм – это его лебединая песня в роли Бонда. Чуть ранее бондиану покинул культовый режиссер Сэм Мендес, сумевший создать безупречную эстетику фильмов "007: Координаты "Скайфолл" и "007: Спектр". Очевидно, что с Крейгом и Мендесом уходит эпоха.
О том, кто будет следующим Бондом, идут горячие споры. Оно и понятно: повторить лучшие образцы последнего времени будет сложно. Кроме того, существует запрос на то, чтобы освежить бодиану. По разным причинам мы уже точно не увидим в качестве режиссеров Кристофера Нолана, Дени Вильнева, Дэнни Бойла. Даже нынешний фильм, который доверили снимать вундеркинду Кэри Фукунаге, вызывает большие сомнения – все-таки это первый американец в истории, взявшийся за "Бонда".
Но что еще хуже – все чаще в дискуссиях о будущей фигуре, способной воплотить экранный образ Бонда, звучат предложения сделать его 1) темнокожим, 2) женщиной и, наконец, 3) темнокожей женщиной. Обычно это преподносится под соусом так называемой политкорректности, а также открытости к изменениям. Но, положа руку на сердце, разве за это мы любим Бонда?
Судя по тому образу, который создал ещё Ян Флеминг, агент Ее Величества весьма консервативен, порой даже старомоден – и это формирует его харизму, его выраженно мужской, маскулинный образ. Да, часто (но не всегда!) девушка Бонда – не более чем вещь и атрибут. Да, он с иронией смотрит на "разговоры о трендах", предпочитая вечные ценности – высокое искусство (например, оперу), дорогие костюмы, гладко, по-военному выбритый подбородок и служение монархии. Да, его шутки часто неполиткорректны (в последнее время весь подобный юмор успешно цензурируют продюсеры) – но ведь то и нравится нам в британском некастрированном юморе.
Но нужен ли нам Бонд-темнокожий, Бонд-женщина иди Бонд-гей? На мой взгляд, именно попытка размывания гендера, национальности и других атрибутов личности в образе будущего Бонда и есть подлинная неполиткорретность. Ведь по-настоящему корректно будет признать за другими их идентичность, даже если эта идентичность нам по какой-то причине не нравится. А дорога к diversity проста и понятна: если хочешь что-то сделать, сделай сам. Придумай своего героя, свою историю и свою идентичность – и не пытайся переписать чужую в угоду хайпу.