О чём сериал «Сокол и Зимний Солдат»? Конечно, о том, что люди, занимающие высокие посты, не думают о простом народе, из-за чего возникают конфликты. Точнее, он был бы об этом, если бы не один очень важный персонаж – барон Гельмут Земо, совершенно не вписывающийся в эту идею. Земо, как порядочный антигерой, переворачивает сюжет с ног на голову… ну или почти переворачивает, однако его влияние на сюжет весьма значительно. Однако ещё больший вклад он вносит в посыл сериала, почти такой же большой, как Джон Уокер. На данном моменте может возникнуть вопрос: а где, собственно, заглавные герои сериала? О них тоже стоит сказать, но обо всём по порядку.
Особенно о том, что здесь присутствуют СПОЙЛЕРЫ ко всему сезону «Сокола и Зимнего Солдата». И к шестой серии тоже, да.
А ещё статья - авторское мнение, и т.д., и т.п.
Итак, в чём же главная суть всего этого шестисерийного действа? Мой ответ таков: в том, что истинную силу человека определяет целостность его личности. Разберём в контексте этой идеи четверых персонажей, заметно меняющихся в течение сериала: Джона Уокера, Баки Барнса, Карли Моргентау и Сокола. С бароном Земо ситуация несколько другая, но и о нём поговорим.
Джон Уокер
Джон был солдатом. Человеком, выполнявшим приказы. И выполнявшим их хорошо. И в то же время Джон желал поступать «правильно». Ситуация явно не представляет собой верх оригинальности. Но что стоит за словом «правильно»? Конечно же, идеалы, которым верен человек. Вот только всегда ли он верен им?
В случае Джона Уокера возможности «служить» и «поступать правильно» находятся в конфликте. Будучи солдатом, Джон должен отказываться от своих идеалов, чтобы поступать в соответствии с приказами, ибо не повиноваться им нельзя.
«Я был тем, кем вы мне велели, жил так, как велели, и делал то, что вы мне велели. И делал хорошо»
Пока Джон – настоящий солдат, он не может жить в соответствии со своими идеалами. Он является лишь оружием. И символом, когда становится Капитаном Америкой. Но не личностью.
Перелом в жизни Джона наступает, когда его назначают новым Капитаном Америкой. Он начинает думать, что вот теперь-то он получит больше свободы и сможет примириться с начавшей просыпаться совестью. Разумеется, начальство никаких вольностей допускать было не намерено, но процесс уже запущен. Тут стоит вспомнить, кто такой Капитан Америка. Это человек, олицетворяющий идеалы нации. Таким был Стив Роджерс, но Джон Уокер не таков. В четвёртой серии он с треском провалит пропагандистскую миссию. Но есть один человек, которому Капитан Джон всё же напомнил о важности следования идеалам. И это сам Уокер.
Джон вступает в борьбу с флагодробителями, но ситуация складывается для него не лучшим образом. Сначала ему, Лемару, Сэму и Баки не удаётся захватить врагов на лесной дороге. Затем Джон терпит унизительное, пусть и не имеющее особого значения, поражение от Дора Милаж. Уокер понимает, что он не так уж силён, а это чревато окончательным поражением. И когда Джон получает возможность принять сыворотку суперсолдату, он делает это. Не по приказу, а потому что сам счёл это правильным. Становление сверхчеловеком – новый шанс Джона к освобождению.
А затем наступает самый острый момент его преображения. Гибнет Лемар. Джон жестоко убивает одного из флагодробителей, и этот момент был воспринят частью зрителей как свидетельство чуть ли не злодейской сущности данного персонажа. Однако эпизод этот намного более глубокий. Начнём с того, что, как солдат, Джон не должен был делать этого. Снятое на множество камер убийство флагодробителя не могло не нанести существенный удар по имиджу, на секундочку, символа всех Соединённых Штатов. Также флагодробитель мог пригодиться для получения информации. Однако Джон без раздумий убивает его.
Уокер действовал на эмоциях? Безусловно. Но важно понимать, что и позже Джон не раскаивается в убийстве. Не раскаивается в ущербе, нанесённом имиджу Капитана Америки. Он раскаивается лишь в том, что вместе с Лемаром пошёл в то здание, из-за чего погиб его друг и напарник.
В момент смерти Лемара дело флагодробителей стало для Джона Уокера личной вендеттой. Убийство врага для него – благо, ибо враг этот в его системе ценностей теперь является величайшим злом. Джон отныне действует так, как сам считает нужным.
В пятой серии происходят важные события, проливающие свет на самоидентификацию Джона Уокера. Начнём с увольнения Джона. Слова Джона про то, что он был солдатом (= «оружием»), уже были мной упомянуты. Сейчас важна другая фраза, последняя из сказанных им Совету: «Я – капитан Америка». Джон ставит этой фразой точку в споре, показывая, что его личность неотделима от звания Капитана.
Проблема Джона в том, что он Капитаном Америкой в полном смысле этого слова не является. Как было сказано выше, Уокер стал Капитаном Америкой для себя самого, когда была потребность отречься от слепого повиновения приказам, однако теперь Джон уволен, и потребности этой больше нет. Джон не способен быть таким же хорошим символом, как Роджерс или даже Уилсон. Но он этого не понимает, он думает, что имеет право быть Капитаном Америкой, ведь только так он сможет сохранить недавно приобретённую целостность личности. Именно из-за этой болезненной привязанности к образу Капитана Америки Джон столь ожесточённо дерётся за Щит с Баки и Сэмом. Щит – неотъемлемая часть Капитана Америки. И Джон эту часть теряет.
Уокер пытается убедить себя, что он всё ещё Капитан Америка, и поэтому он мастерит поддельный щит, прежде чем отправиться на финальную битву. И во время этой битвы происходит окончательный аккорд образования системы ценностей, которой верен Джон.
В некоторый момент битвы Джон встаёт перед выбором: атаковать Карли Моргентау или попытаться удержать транспорт с заложниками. Джон выбирает второе, и этот момент очень важен для понимания неоднозначности персонажа. Если всё предыдущее время Джон ориентировался на зло в своей системе ценностей, которое надо уничтожить, то теперь он, чуть ли не впервые за сериал, обращает внимание на добро, которое надо непосредственно спасти. Для героев вроде Баки и Сэма попытка спасти жизни – нечто обыденное, однако для антигеров выбор между местью и спасением всегда встаёт остро. И Джон своим решением показывает, что он ценит человеческие жизни больше, чем шанс достичь горячо желаемой цели. А падение щита Джона с эстакады на землю символизирует его внутреннее отречение от ставшего для него паразитическим образа Капитана Америки.
В данном случае даже не важно, что Джон держал транспорт всего несколько секунд, а все лавры спасителя достались в итоге Сэму. Имеет значение не результативность действия Джона, а его намерение – то есть то, что показывает его развитие как личности. Своим поступком Уокер показал, что он не одержим идеей убийства Карли Моргентау, что, даже приблизившись к цели вплотную, он способен думать и выбирать. И это ещё раз характеризует его как полноценную личность.
Заканчивается линия Уокера в сезоне сценой появления Агента США. Джон окончательно отказывается от претензий на титул Капитана Америки, освобождаясь окончательно от «армейского» наследия. Наилучшее завершение для этого персонажа.
Карли Моргентау
Если Джон Уокер в шестой сериии не был готов наплевать на всё ради достижения своей цели, то вот Карли Моргентау возвела свою идею в ранг сверхценной. Признаться, изначально мне не было понятно, почему именно Карли является лидером флагодробителей. Она молода и неопытна, она лишена харизмы, её нельзя назвать очень умной, и даже материальных ресурсов у неё, казалось бы, немного. Так почему именно она?
Дело в том, что именно Карли относится к миссии флагодробителей наиболее серьёзно. Именно Карли повышает ставки в противостоянии, не дожидаясь, пока их поднимут её противники. Именно Карли понимает, что флагодробители ведут настоящую войну. Именно Карли готова убивать и умирать за свою идею. Карли максималистка, и это приводит её к некоторым необдуманным поступкам, таким как взрыв склада. И тем не менее именно от неё исходит вся инициатива в действиях флагодробителей. Именно она ведёт вперёд всю организацию. Её основные сторонники же как личности не представляют из себя ничего. Находясь на смертельно опасном (!) задании и услышав от Карли, что они вполне могут умереть, флагодробители почему-то сразу теряются и неохотно отвечают на «Один мир…» только со второго раза.
Так или иначе, Карли отдувается за всю организацию. Она недостаточно сильна, чтобы вести эту борьбу долго, но она её ведёт. Для неё цель оправдывает любые средства, а своей цели она предана беззаветно. Сила Карли именно в верности своей цели, пусть даже для этого придётся ожесточиться и сыграть ва-банк.
Барон Гельмут Земо
И в этот момент мы переходим к Земо. Если Карли была готова умереть за своё дело, то Земо в целом не боялся смерти. Почему вообще в начале я назвал его одним из двух главных персонажей, необходимых для понимания посыла сериала? Если с Уокером всё понятно, его линия наиболее выразительна, то Земо является олицетворением идеи. Он имеет наиболее целостные мотивы. Земо верен своей погибшей семье и Заковии в целом. Земо считает суперсолдат опасным явлением и прикладывает все усилия для уничтожения уже существующих и предотвращения появления новых. Самой показательной является сцена, когда барон ранит Карли.
Флагодробительница роняет сумку с сывороткой, и в распоряжении Земо оказываются рассыпанные по полу ампулы. Гельмут поднимает одну из них и задумчиво смотрит на неё. Мысли Гельмута понять несложно: он сам лишь человек, и сыворотка, прими он её, сделает его намного сильнее и быстрее, что даст ему намного большие возможности. Вот только Земо не нужны возможности, полученные таким путём. Идея суперсолдатов – это шовинизм, по мнению Земо. Нужно любыми путями уничтожить возможность появления таковых. И сам Гельмут не может стать суперсолдатом, ибо это напрочь разрушит все его идеалы. Земо, как человек, верный своим принципам, принимает единственное верное решение – разбить все ампулы. В итоге целой остаётся только одна, которую позже использует Джон.
Благодаря стараниям Земо не только почти уничтожена сыворотка. В третьей серии Земо убивает на Мадрипуре учёного, производившего сыворотку. Причём делает он это, абсолютно не опасаясь реакции со стороны Сокола, Баки и Шэрон. Барон абсолютно не боится получить пулю в лоб уже себе. Для Земо жизнь и свобода сами по себе ничего не стоят. В его системе ценностей они близки к безразличным ему вещам. Когда Дора Милаж приходят за Земо, он сбегает, но уже в следующей сцене, в которой он присутствует, арест его будто бы совсем не волнует. Вероятнее всего, Гельмуту нужно было время для раздачи указаний, которые позволили его подчинённым (подчинённому?) уничтожить пленных сверхлюдей после ареста последних. Когда же Земо сделал всё, от него зависящее, ему осталось лишь ждать. И он отправился в единственное место, имеющее для него ценность. К заковианскому мемориалу.
Для достижения своей цели барон Гельмут Земо проявил невероятные выдержку и самообладание, сумев усмирить любые желания, способные препятствовать ему. При всём этом Земо не забывал, во имя чего всё это делал – во имя Заковии. Барон Земо – эталон идеи сериала, причём эталон неочевидный и оттого ещё более ценный.
Сокол
Сэм Уилсон кажется самым прямолинейным и понятным персонажем и, возможно, так оно и есть. Но и он претерпевает метаморфозы. В начале сериала он отдаёт Щит в музей Капитана Америки, считая, что оружие это для него чужое. Но чем дальше идёт сюжет, тем больше Сэм (и Баки, кстати) убеждается, что решение отказаться от Щита было ошибкой. Почему? Потому что Сэм видит, что Щит попал в руки Джону Уокеру, совершенно не подходящему на роль главного защитника нации. Идеалы Капитана Америки чужды Джону и Сэм это понимает. Уилсон решает вернуть Щит и использовать его уже самостоятельно: фактически, он признал себя Капитаном Америкой ещё до сражения с Джоном. Он признал себя продолжателем дела Стива Роджерса и преемником его идеалов. Это признание столь же важно, что и отречение Джона Уокера от того же титула.
И в то же время, признав себя Капитаном Америкой и приняв его полномочия, Сокол не отрёкся от своих воззрений. Именно поэтому важна его финальная речь. Если вдуматься, происходит нечто немыслимое: Капитан Америка, символ нации, только что победивший террористов, внезапно заявляет, что «террористы» во многом были правы и вообще никакие они не террористы, а Карли Моргентау и вовсе отдала жизнь во имя благой цели. За время противостояния с флагодробителями Сокол успел проникнуться идеями Карли, и в данном случае неважно, были ли они скорее гуманистическими или разрушительными. Важно то, что Сокол, имея возможность толкнуть речь на тему «сегодня благодаря слаженным действиям мы одолели очередную угрозу», как и положено символу правопорядка и законности, начал идеи Карли защищать. Да, Сэм стал символом, но при этом он остался человеком, готовым высказывать свои идеи вне зависимости от того, как отнесётся к ним окружение.
Баки Барнс
Баки я оставил напоследок, потому что его случай одновременно уникален и понятен. Уникальность понятна: сержат Барнс пытается избавиться от части своей личности – Зимнего Солдата. В начале истории он пытается искупить невольные прегрешения, расправляясь с недобитками Гидры. Однако это не приносит ему успокоения и больше похоже на простую попытку отработать условия амнистии. Баки продолжает воевать, и это не помогает ему восстановить личность. Ни единое сражение в сериале, на самом деле, не приближает Баки к его цели, как и сеансы у психотерапевта. Ветку Баки необходимо прослеживать в иных сценах, таких как свидание из первой серии и помощь Саре и разговор с Сэмом в пятой. Преодолеть двойственность личности можно лишь одним способом: окончательно вытеснить Зимнего Солдата Баки Барнсом, и Баки Барнс этот не должен сам быть солдатом. Он должен быть простым человеком: Баки необходимо прекратить убивать и начинать говорить, приобщаясь к образу жизни обычных людей.
И людей этих Баки находит. Главными, конечно же, становятся Сэм, Сара и их родственники и соседи. И тут становится понятно, что для возрождающегося Баки, а в личностном плане он именно возрождается, Сэм – более хороший друг, чем Стив. Парадоксально, да. Но Стив был боевым товарищем Баки, а когда он сам решил «жить нормальной жизнью», то сделал это в параллельной вселенной, что, разумеется, нисколько не помогло в социализации его другу. Так что если Баки избавится от Зимнего Солдата окончательно, то главная заслуга будет принадлежать Уилсонам.
А надежды на то, что Баки от Зимнего Солдата избавится и обретёт наконец единую личность, имеются весьма значительные. В шестом эпизоде Баки закрывает гештальт, признавшись знакомому старику, что когда-то убил его сына. Это доказывает, что Баки всё-таки научился говорить.