Какое ещё слово может лучше передать наше пренебрежение к игроку, чем обозвать его казуалом? Какие обвинения в адрес игроделов сейчас летят чаще, чем обвинения в оказуаливании?
Слово «казуал» кажется нам интуитивно понятным. Но если попросить дать точное определение, то люди замешкаются. Они скажут что-то про примитивные игры и людей с клешнями вместо рук, из-за которых нам, настоящим геймерам, приходится мириться с засильем слишком примитивных игр.
Но как часто это бывает, всё не так просто и одним абзацам тут ничего не объяснить. Что если мы уже сами давно сами стали казуалами, но не замечаем этого?
Были люди в наше время – не то что нынешнее племя
Я взрослел и играл в, так называемую, легендарную «золотую эру видоигр – в 90-ые. Когда картинка была плоской, музыка 8-ми битной, сохранений не было, а ошибки безапелляционно привадили в начало первого уровня. Сомневаюсь, что вы сможете вспомнить игру той эпохи, которую назвали бы легкой или упаси господи «казуальной».
Это очень просто объясняется возможностями игр тех времён, которые были очень ограниченны. Это были времена, когда игра была только игрой. Ни каких живописных видов, красочных кат-сцен, интересных и вариативных диалогов, ничего того, к чему мы сейчас так привыкли - только игра. И что бы делать её интересней от уровня к уровню и не отпускать вас от экранов, приходилось выкручивать уровень сложности всё больше и больше с каждым пройденным уровнем – точно выверенные тайминги, заученные движения, раздутая полоска жизней у боссов и т.д.
В случае с игровыми автоматами хитрость, мотивирующая становится в игре лучшим была ещё проще – право вбить своё имя в доске рекордсменов. Соревновательный дух прекрасно чувствуют себя и сейчас. Игроки часами «апают ММР» и мечтают взять «легенду».
История оказуаливания
Первой официальной казуалкой стала «Bejeweled» от компании PopCap. Первая из серий «три вряд». (Вот уж ирония. Самый популярный жанр мобильных казуалак – первая из них всех.)
«Мы даже не представляли, что эта скромная игра, основанная на перестановке бриллиантиков, зародит целый жанр — казуальные игры»
Так же есть мнение, что корни «казуальства» растут из классических головоломок – например «тетриса». Но за такую еретическую мысль, я считаю нужно сразу же сжигать на костре.
Пасьянс «Косынка» от Microsoft, так же считается первой удачной казуальной игрой, и тут уже не отвертеться. Все мы в неё играли!
Настоящий «бум» казуальных игр вызвало появление технологии «флеш» и развитие интернета. Сеть заполонили игры, которые можно было пройти буквально за секунду и до + бесконечности. Игры, которые проходились нажатием одной кнопки мыши, тем не менее, были играми, и, что страшнее - в них играли. «Портрет» такого геймера легко нарисовать – это, в своей основе, скучающий на работе офисный планктон. А где мы ещё найдем столько людей с интернетом, нещадно убивающих своё время? Это тоже был один из путей интегрирований видеоигр в повседневную жизнь людей.
Но казуальство многогранно и хитро, оно проникало и в более привычные для нас, геймеров, игры. Чем ближе был конец первого десятилетия 2000-ых, тем чаще были слышны жалобы олдфагов, что игры уже не те.
Да, игры стали красочней, глубже в сюжетном плане, появлялись новые интересные механики, даже новые жанры или смеси жанров! Но в них стал пропадать «дух хардкора». Олдфаги винили во всём наплывших «новичков». Мол этих «нубов» стало слишком много и теперь разработчики больше думаю о них, чем о нас.
И во многом они были правы. Игры действительно становились всё большей и большей обыденностью. Гейминг всё слабее осуждался обществом и представление о том, как выглядит классический «геймер» стало отходить от обидного стереотипа. Всё более нормальным становилась картина, где муж, вернувшийся домой, падал не за телек с баночкой пива, а за приставку. В конце концов, геймеры 90ых выросли и стали тем самым офисным планктоном. Во флэш они играть точно не будут, но и столько же времени на игру уже не выделить им. Так же всё сильней охватывалась женская аудитория. В ту же легендарную SIMSиграла, мне кажется, каждая вторая девчонка хотя бы раз. Казуалы, по большому счёту, всегда были большинством, но теперь это было деньги несущее большинство. Не стоит забывать, что игры, как и почти всё в этом мире, в первую очередь бизнес.
Хардкорщики тоскливо смотрели на то, как у них забирают «их образ жизни» и уже готовились к тем дням, когда им будет не во что играть.
Как же сильно они ошибались!
YOU DIED
В2011 вышел Dark Souls. Это проект, в который компания From Software не верила, из-за чего сильно экономила на рекламе. Но зато в него всем сердцем верил Хидэтака Миядзаки, главный идейный вдохновитель. Человек, воистину совершивший революцию в мире видеоигр. «Мертвым душам» не нужна была реклама. Натолкнувшиеся на сей брильянт игроки, тут же начинали трубить об этом повсюду. Вскоре игра стала хитом. Немного позже иконой и даже – основателем нового жанра.
Игроки соскучились по трудностям, и они «проголосовали за это рублём». Популярность этой игры можно трактовать как послание для разработчиков: «У нас ещё есть порох в пороховницах! Мы хотим ещё хардкору!» И им его дали, как я уже сказал, появился целый жанр. «Как темные души» - «соулслайк». Сама игра заимела не менее легендарные продолжения, так же и подражателей: Nioh, Sekiro, Bloodborne и многие другие!
Но вот в чём парадокс! Именно с появления DS казуальство перестаёт быть чем-то постыдным. И даже наоборот, своим появлением наглядно делит игры на «страдания» и на «приятно провести вечер после работы». Никто не тыкал в тебя пальцем, если ты не убивал Орнштейна и Смоуга, и не тыкали, даже если ты не пытался, заранее решив поберечь нервную систему! Ведь DS это для таких отбитых, которым ни себя не жалко, ни свой геймпад, а мы, адекватные геймеры, лучше поиграем во что-то нормальное.
И, чёрт возьми, мы опять сталкиваемся с этим пресловутым делением! Есть вот они «неправильные» и мы - «молодцы»! Что то тут не так…
Эта статья – Dark Souls от мира «статей»
Шутка, конечно. Но очень показательная.
Как часто вам глаза мозолят заголовки по типу: «DS в мире платформеров!», «DS в мире стелс игр» и даже абсурд по типу: «Эта визуальная новела - настоящий DS в своём жанре!»? Что хотел сказать этим автор? Не понятно, но, признаться, очень интересно.
А что вообще значит быть «Мёртвыми душами» от своего жанра?
Да, интуитивно мы понимаем, что сравнение с творчеством Миядзаки – это, в первую очередь, про сложность игры и даже её непроходимость! Но что есть сложность и кому решать, что такое непроходимость? В своей предыдущей статье я писал о том, что «Ведьмак 3» проходят 22% игроков! Но он совсем не сложный. А знаете, что ещё смешней? Для многих и DSнесложная игра! Да, она работает по старому-доброму принципу игр начало 90-ых. Учимся на своих ошибках, запоминаем тайминги и анимации. Умер – пробуй снова! Многие быстро осваиваются и начинают сами себе усложнять жизнь, проходя игру без брони, только с кинжалами или вниз головой! Много разных извращенцев.
Вся эта история о сравнениях игр с DSзабавна тем, как нас стали пугать сложные игры. Для многих столь кликбейтное сравнение с DSстанет причиной не пробовать игру. «Зачем мне лезть на этот рожон?» - подумает игрок, если это пустая нервотрёпка для него.
Я лично столкнулся с таким узкомыслием в прошлом году, когда играл в «Ghostrunner». (Настоящий хит 2020 года, заслуживающий отдельной статьи!) А пока, скажу лишь, что игра меня покорила. Я уговаривал моих друзей поиграть в неё (Совсем не казуалов. Я с ними как-никак до платиновых лиг дохожу в играх от Blizzard!) На что они мне ответили, что скоро «моя пятая точка сгорит от постоянных смертей» и чего ради им нервы себе портить. И я был просто в шоке. Люди отказываются от опыта, на мой взгляд, лучшей игры 2020 года, просто потому её характеризуют как «сложная».
Ни что не истинно, всё казуалы по-своему
Игры – для всех. Думаю, именно на такое правило сейчас ориентируются игроделы. Каждый может выбрать себе занятия и достаточно интересное и по плечу.
Особенно радует, как сюжетно ориентированные игры умудряются быть общедоступными. Переработанная система уровня сложностей, позволяет прикоснуться к разным вселенным людям совсем далёким от игр. Для любителей трудностей и потных ладошек всегда есть «челенджи» или таблица «ачивок», а также зубодробительные уровни сложности. А для «туристов», желающих залететь на часик, что-то в стиле «только сюжет». И нет в этом ничего постыдного и страшного. Каждый выбирает дорогу по себе. Игры сейчас стали чем-то гораздо большим, чем хобби для детей. Индустрия отнюдь не стагнирует, а расширяет свои границы и возможности. И это прекрасно.
Так что же, «казуалок» не существует?
Нет, эта статья не закончится все объемлющей любовью ко всем играм и всем игрокам. Ведь беда пришла откуда не ждали. Есть нечто, что подтачивает мир геймдева изнутри. И имя этой чумы мобильные игры.
Сразу оговоримся, что среди них есть достоянные представители. Их мало, но они есть.
Но основная масса эта все возможные таймкиллеры и прочие гачи рулетки, где все сверкает, сияет и постоянно предлагает, что то купить.
И я со всей ответственностью заявляю. Играть в такое стыдно. Как правило – это даже не игра по своей сути, а болото без конца и начала, куда он обязан регулярно заходить, чтобы получать все возможные бонусы. Раньше такие болота правили баллом в мире приложений в соц.сетях. Все возможные веселые фермы и три вряд в «Вконтакте и одноклассниках». Я не понимаю, что движит людьми, которые в это играют и самое страшное, тратят свои деньги.
Но почему это страшно? Потому что мобилки приносят неописуемо огромный доход с относительно минимальным вложением! И большие игровые компании всё чаще задаются вопросом: «Зачем вкладывать миллионы ресурсов и стараний в большие проекты, которые рискует не отбиться, если можно сократить затраты и штамповать мобильные залипалки?»
Так что, лично для меня, слово «казуал» осталось весьма грубым ругательством. Но его я использую по отношению к людям, залипающие во всякую тупую мобильную дрянь, которая не несёт в себе ничего!