Если собственник собрался переехать в другой населенный пункт или решил, что пора обзавестись большей жилплощадью, то первый вопрос, что приходит на ум — какие нужны документы для продажи квартиры. Продавая недвижимость, нужно не только внимательно отнестись к выбору покупателя, но и тщательно проверить жилье на наличие обременяющих факторов. Даже в том случае, когда владелец не хочет рисковать, затевая самостоятельную продажу, ему стоит разобраться в вопросе подготовки пакета документов, чтобы четко понимать и контролировать действия риэлтора.
Документы для продажи квартир: о чем гласит закон
Единый закон «О государственной регистрации недвижимости» (218-ФЗ) регулирует отношения, которые возникают при осуществлении на всей территории РФ регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с рядом подзаконных актов перечень документов для продажи квартиры может отличаться в каждом отдельно взятом случае:
· в зависимости от субъективной ситуации с объектом (состав семьи, интересы третьих лиц залог, ипотека, военный сертификат);
· в связи с пожеланиями покупателя.
Что имеется ввиду? Государственный регистратор не требует предоставления всех существующих документов, чтобы зафиксировать переход права собственности. Между тем, в интересах приобретателя ряд бумаг может приобретать особое значение, как фактор минимизации рисков. Также дополнительную документацию вправе затребовать кредитор (в случае с ипотекой). Ниже рассмотрим основной и дополнительный перечни документов для продажи квартир.
Базовый пакет
Список документов, которые по требованию регистратора понадобятся на любой сделке:
· правоустанавливающий документ;
· договор купли-продажи;
· удостоверение личности продавца;
· заявление о госрегистрации;
· квитанция об уплате пошлины.
Практика показывает, что чаще всего для оформления сделки требуются и другие документы. Их может запросить Росреестр или сам покупатель, желающий удостовериться в юридической чистоте квартиры.
Дополнительные документы для купли продажи квартиры
Перечень по запросу регистратора:
· кадастровый паспорт, если объект не состоит на учете;
· согласие супруга;
· извещение других собственников (в случаях с продажей долей);
· согласие органа опеки, когда в отношении жилплощади возникают права лиц до 18 лет;
Документы от собственника для продажи квартиры, которые могут понадобиться по запросу приобретателя:
· выписка из ЕГРН (покупатель вправе сделать запрос самостоятельно);
· архивное извлечение из домовой книги;
· справка о том, что за квартирой не числятся долги по коммуналке;
· техпаспорт и разрешение на перепланировку;
· отчет об оценке (если предполагается использовать ипотечные средства, такую справку обязательно потребует кредитор, поэтому поиск и оплата услуг оценщика часто ложится на плечи покупателя);
· справка о дееспособности продавца (из ПНД);
· акт приема/передачи (оформляется в двух экземплярах, для каждой стороны сделки).
Нужно понимать, что дополнительные требования со стороны приобретателя вполне разумны, поскольку речь идет о серьезной сделке, где фигурируют немалые суммы денег. Поэтому адекватный продавец недвижимости самостоятельно подготовит все бумаги, чтобы продемонстрировать покупателю прозрачность намерений.
Комментарий
Закон о государственной регистрации недвижимости впервые был принят в 2015 году. С тех пор он претерпел несколько редакций. Многие авторитетные эксперты не раз критиковали масштабные корректировки действующих норм, заявляя, что они вредят законодательной системе в целом и работе Росреестра в частности. Чтобы разобраться, каков список документов для продажи квартиры в 2021 году, где взять необходимые бумаги, а также какую полезную для конкретной сделки информацию они содержат, лучше обратиться к профессионалам.
Один из ключевых моментов купли-продажи — грамотное проведение взаиморасчетов между сторонами. Крайне важно оформить передачу денег так, чтобы не возникало рисков финансового и юридического характера. Я всегда предлагаю своим клиентам только безопасные каналы расчетов (банковская ячейка, аккредитив, депозит нотариуса).
Кейс
Ко мне обратился владелец студии в Подмосковье с просьбой оказать содействие в рамках комплексной услуги по сопровождению сделки купли-продажи. В кратчайшие сроки подготовили и проверили все ключевые и дополнительные документы, стороны вышли на подписание ДКП через 10 дней. Из дополнительной документации понадобилось нотариальное согласие на сделку от супруги клиента, а также отчет независимого оценщика, на предоставлении которого настаивал покупатель.
Комплектация документов для продажи квартиры — это самая трудоемкая задача в процессе подготовки к купле-продаже. От того, как она будет выполнена, зависит юридическая чистота сделки, а зачастую и стоимость объекта. Чтобы покупатель не передумал, пока собственник будет готовить все необходимые бумаги, хлопоты по их сбору можно возложить на юриста, заказав услугу сопровождения продажи квартиры.