Найти в Дзене
Время Романовых

«Петербургу быть пусту». Пророчество первой жены Петра I.

Евдокия Лопухина стала последней русской царицей в России, после неё были лишь иностранки, причём судьба ее сложилась очень незавидно. Муж, никогда не испытывавший к ней особых чувств, отправил ее в монастырь, женился на другой и сделал ее своей императрицей в государстве с только что отстроенной столицей - Санкт-Петербургом. Именно из-за этого появилась история о якобы изречённом Евдокией проклятии «Месту сему быть пусту!» перед отправкой в келью.

Евдокия Лопухина
Евдокия Лопухина

Разного рода предсказаний о гибели Петербурга всегда было предостаточно. Они начали рождаться ещё во время правления Петра, даже тогда, когда город ещё не был достроен.

Одним из первых таких пророчеств и было от Евдокии Лопухиной. О нем стало известно из показаний ее сына Алексея Петровича во время следствия. Ему же об этом рассказала тетка Марья Алексеевна, единокровная сестра Петра I. С ее слов, Евдокия получила «откровение», что Пётр будет сильно болен, приедет к ней в Троицкий монастырь, после чего исцелится от болезни и вместе с Евдокией вернётся обратно, но уже не в Петербург, тот долго не простоит.

Эти слухи стали распространяться среди духовенства и быстро охватили весь город. Надо признать, что церковь редко положительно относится к изменению порядка жизни, так что новую столицу они не воспринимали всерьёз и даже выступали против (да и отношения Петра с церковью трудно было назвать идеальными). Дьякон от Троицы, который первым разнёс слух о грозящем запустении Петербурга, был осуждён на три года каторги.

-2

При этом ни сама Евдокия, ни Пётр об этом не говорили, но народ верил и боялся.

Шведский дипломат по фамилии Маркс сообщал, что в 1720 году появился в Петербурге неизвестный мужик и стал смущать и запугивать горожан, будто через несколько дней придет с моря «злая вода» и погубит город и всех его жителей. Пророчество его не сбылось. Мужика схватили, нещадно били плетьми. Но тот не выл от боли, а хохотал, показывал палачам язык и кричал, что «Бесов град все равно утопнет». Он говорил, что ему было видение, как три дохлые лошади плавали в бурной воде.

Затем эта история нашла широкое распространение в художественной литературе. Анна Ахматова, Дмитрий Мережковский, Алексей Толстой и многие другие рассказывали на страницах своих произведений о существующем над Петербургом проклятии.

Однако город стоит и по сей день на радость жителям и гостям, приезжающим в некогда столицу Российской империи. И никакие предсказания ему не страшны.