Дж.Лоренцо Бернини был одним из 11 сыновей скульптора Пьетро Бернини. Именно его отец берет с собой в Рим в качестве подмастерья. И уже самые первые шаги Лоренцо демонстрируют нам крайне тёплое расположение к нему Фортуны. Почти сразу он попадает под протекторат кардинала Боргезе. Самые шедевральные свои работы он создает для его виллы. Давид, Похищение Прозерпины, Аполлон и Дафна.
Уже в этих вещах становится очевидно, что мы имеем дело с человеком, не боящимся риска. Ибо поступать так с мрамором может только отчаянна голова;) Бернини не считается со свойствами камня, растягивая его как пластилин, делая мягким и тёплым как кожа, заставляя превращаться в плоть, кору, листья. Амплитуда движения его героев непозволительно широка, ещё немного и материал должен сдаться, дать трещину!
⠀
Давид, хулигански закусывая губу, размашистым движением натягивает пращу. Это уже не идеальный герой, это словно соседский парень, красивый, но принадлежащий нашему миру. Плутон хватает Прозерпину не как поручень в метро, а как надо:) Дафна на наших глазах превращается в дерево, здесь момент трансформации происходит наглядно, руки внезапно прорастают листьями, ноги - корнями. Движение как состояние, а не как процесс - и вот это, надо сказать, уровень Бог.
Бернини ставит саму скульптуру в крайне опасное для неё положение. Он наделяет пластику качеством для неё совершенно несвойственным - сиюминутностью. Камень не создан для отражения момента. Этот материал фиксирует вечность, а не мгновение. Здесь же мы видим нечто иное. Ещё чуть и скульптура может скатиться в фарс, в пошлость, в такое показушное мастерство. Но нет. Бернини удерживает грань. Понтуется, конечно, но как красиво!;))