Найти тему
Дом и Земля

Кто хочет отнять землю у бывших колхозников

Вся эта история, по последствиям, чем-то, напоминает "огораживания" в Англии 16 - 17 веков...

В предыдущих статьях, посвященных проблеме леса на землях сельскохозяйственного назначения, мы писали о Постановлении Правительства РФ № 1509 от 20.09.2020 года, разрешающего выращивать лес на своей сельхозземле и о проекте поправок в это Постановление, подготовленных Минприроды, которые, фактически запрещают то, что разрешало Постановление.

На сегодняшний день проект изменений, как видно на сайте regulation.gov.ru, находится в стадии «Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия». На этом этапе, разработчики готовят окончательный вариант, который уйдет на рассмотрение в Правительство, вариант, составленный с, якобы, учетом поступивших замечаний.

Мы пишем «якобы» потому, что учет некоторых замечаний совершенно не поменял общей картины и сути «регулирующего воздействия» - фактически, запретить с многократной гарантией выращивание леса на своей сельхозземле. Вот последний вариант пояснительной записки, датированный 8 апреля 2021 года. И совершенно неважно, что за проект на сайте проголосовало 7 (Семь) человек, а «против» 6200. Комментарии, не видны, те, кто их писал, говорят, что писали отрицательные. Независимая экспертиза, появившаяся было, на сайте исчезла. Короче – всё в лучших традициях. Машина запущена и неумолимо провернется, выдав нужные изменения.

Фото из интернета
Фото из интернета

Возникают вопросы. Например, кто те могущественные силы, что через пару месяцев после принятия Постановления Правительства в интересах простого народа (12 миллионов бывших колхозников и их родственников – собственники мелких заросших лесом участков), готовят поправки, перечеркивающие это постановление и дискредитирующие Правительство? В чем истинный смысл предлагаемых изменений, если изначально понятно, что мелкие собственники не смогут выполнить все предлагаемые Минприроды «нормативы» по выращиванию леса, а рекультивировать землю и заниматься сельским хозяйством так же не будут, как все последние 30 лет, так как это в наших «рыночных» условиях экономически не выгодно в нечерноземной зоне?

Из публикаций в СМИ известно, что Минприроды готовило поправки не самостоятельно, а совместно с некоторыми ведомствами и комитетами Госдумы. Во что точно не верится, так это в то, что инициаторами являются некие выжившие из ума престарелые «аграрии», у которых болит душа о пропадающей «земле-кормилице»… Чтобы понять суть происходящего, достаточно простой логики, чтобы оценить, что будет в результате принятия поправок к Постановлению 1509 и кому это выгодно.

Прочитайте еще раз итоговую пояснительную записку от 08.04.2021 г. Совершенно понятно, что собственники, у которых 1 – 10 га сельхозземли не смогут выполнить все эти требования и пройти через межведомственные комиссии и надзоры. Ознакомившись с требованиями, они даже не будут пытаться их выполнить. Более того, даже из текста пояснительной записки можно предположить, что написание заявления в межведомственную комиссию будет равнозначно написанию доноса на самого себя. Пока земля зарастает, будучи заброшенной, обратить на это внимание можно только сверившись с кадастровой картой. А после отказа комиссии по заявлению, содержащему точные координаты и кадастровый номер участка, можно сразу ехать штрафовать по указанному адресу.

Что будет дальше, предположить не сложно. Заниматься на заросшей лесом сельхозземле сельским хозяйством теперешние мелкие собственники не будут, как не занимались в предыдущие годы. Ибо расходы и убытки от мелких хозяйств, зачастую, существенно больше штрафов. Если измененное постановление будет выполняться, то по мере наложения штрафов собственники будут пытаться продать участки и начнут отказываться от них в пользу муниципалитетов. Или у них будут изымать участки и выставлять на торги. Попытки продать большое количество заросших участков приведет к резкому падению цен на землю. Уже сейчас на торгах, например на торгах по продаже имущества банкротов, можно купить землю сельхозназначения от 1 до 2 тысяч за га. Цена может упасть почти до нуля, так как в условиях преследования за лес на сельхозземле, приобретение такой земли означает приобретение угрозы штрафов и обременений по обязанности провести рекультивацию. В результате у муниципалитетов будут скапливаться большие массивы земли, которые будут уходить с торгов по бросовым ценам, но с обязательствами расчистить и вернуть в сельхозоборот.

А кто будет покупателем этих больших массивов сельхозземель? Правильно, крупнейшие агрохолдинги. Или специально созданные для этого «агрофирмы»… Наконец мы подходим к тому, в чем, очевидно, первый великий смысл всей затеи. Купив землю, агрохолдинги должны будут очистить её от леса, сделать мелиорацию. А вот на мелиорацию государство выделяет субсидии. Стоимость мелиорации 75 млн. га заросших земель можно получить умножением этого количества га на стоимость мелиорации 1 га. В Ленобласти это 150 – 170 тысяч за га. Где-то меньше, где-то больше, в любом случае речь о нескольких триллионах рублей. Логика, к которой нас приучили за последние десятилетия, подсказывает, что, «на самом деле» изменения в Постановление про эти самые триллионы, а не про лес или землю-кормилицу.

А дальше, как говорится, возможно два варианта. Часть земли, которая реально пригодна для сельхозпроизводства будет с выгодой использоваться агрохолдингами – ведь они получат её и приведут в порядок, с учетом субсидий, весьма недорого. А часть земли, преимущественно в Нечерноземье, после получения субсидий будет приведена в порядок, но потом также заброшена. Ну, невыгодно выращивать что-либо на севере, когда можно это делать на юге и в черноземной зоне. Получит субсидию специально созданное «общество гигантских растений», освоит её, проведет мелиорацию, получит от мелиораторов откаты, предъявит комиссиям скошенную травку на лугах. А потом, как бы, непогода, неурожай, жучок – червячок… Нечерноземье… «Ну, не шмогла, офицер». А сами – на острова. Банкротство, земля опять на торги. Пока то – сё, опять заросла, опять мелиорация на субсидии?

Итак, с первым великим смыслом понятно. Но есть еще более худшие следствия изменений к Постановлению - миллионы мелких собственников бывших колхозных паев лишатся своей собственности. Еще раз напомним, кто эти люди и сколько их.

В начале 1990-х при приватизации всего и вся, бывшим колхозникам были выделены в собственность земельные паи. Всего было выделено 12 миллионов паев (участков), если вместе с членами семей, то землю получили около 40 млн. человек – сельское население России. Поэтому, когда, диванные критики-писатели называют владельцев участков земли от 1 до 10 га размером, «буржуинами скупившими землю», это говорит лишь об их полном маразматическом скудоумии. Эти сельские жители – потомки тех самых крепостных крестьян, горбатившихся на помещиков несколько сот лет, внуки и правнуки крестьян согнанных при коллективизации в колхозы. Это их земля, политая потом и кровью предков. И выстраивать схемы по отъему у миллионов людей этой земли предков – последняя подлость. Этакая национализация наоборот, когда собственность отнимается у бедных людей, чтобы передать её агрохолдингам олигархов. А ведь и вправду, миллионы мелких собственников не обрабатывают свою землю, не выращивают и не продают урожай… Как говорится, один случай – случайность, два – совпадение, три – закономерность, четыре – система. А тут миллионы одинаковых случаев. Наверно они, миллионы мелких собственников, все как один, ленивые и нерадивые. Не хотят.

Продолжение о том, почему, по нашему мнению, изъятие неиспользуемой сельхозземли у мелких собственников и «введение её в сельскохозяйственный оборот», согласно архаичным воззрениям высокопоставленных «аграриев», приведет не к появлению новых рабочих мест, а к окончательной деградации сельских территорий в нечерноземной зоне, мы расскажем в следующей статье.

Подписывайтесь на наш канал!