Найти в Дзене

Вербное воскресенье в русской живописи и поэзии

Оглавление

"И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья,
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской..."
- писал Борис Пастернак в 1930-ом году.

Сегодня православные всего мира отмечают Вербное воскресенье - праздник, который всегда приходит в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно библейским сказаниям, именно в этот день Иисус вошел в Иерусалим, а люди приветствовали его пальмовыми ветвями. В России пальмовые ветви были заменены на вербные. В живописи и литературе этот праздник также нашел свое отражение.

Расскажем о том, как представлено Вербное воскресенье в русском искусстве - живописи и поэзии.

Западные и русские художники

На самом деле, в том, как изображали Вербное воскресенье и приход Иисуса западные художники и русские, есть небольшое различие.

Взгляните сами.

Нестеров М. Вход Господень в Иерусалим , 1900
Нестеров М. Вход Господень в Иерусалим , 1900

Русское искусство

С чем ассоциироваловалось Вербное воскресенье у русских авторов? Для Константина Бальмонта ассоциировалось в первую очередь с распустившимися ветками, для Бориса Кустодиева — с народными гуляньями, а для Вячеслава Шварца — с традиционным шествием патриарха на ослике. авторы видели праздник по-разному.

На картинах многих художников Вербное воскресенье представлено как народный праздник, как приближающееся веселье после долгого поста.

Картины Бориса Кустодиева всегда яркие, веселые, очень жизнерадостные. Праздник Вербного воскресения у него
изображен как народные гуляния.
Борис Кустодиев — Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве, 1917 г. Холст, масло
Борис Кустодиев — Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве, 1917 г. Холст, масло

Праздничное настроение ощущается в каждой детали картины - разноцветные шары, улыбки, ярмарка. Та же атмосфера представлена на картине Константина Юона "Вербный база на Красной площади" - многочисленные торговцы, «лоточники».

Константина Юона «Вербный базар на Красной площади
Константина Юона «Вербный базар на Красной площади

А художник Владимир Россинский показал, как как развлекалась в этот день аристократия. Кажется, что гораздо сдержанней. Но катание на колясках дамы могли себе позволить.

Владимир Россинский, "Вербное воскресенье".
Владимир Россинский, "Вербное воскресенье".

Совсем другую атмосферу передали авторы Серафима Блонская, вячеслав Шварц, Константин Савицкий. Например, Блонская на картине «Девочки» изобразила юных гимназисток, пришедших в храм. Белые передники, нежный свет, девушки с вербами – все точно овеяно ожиданием чуда.

Серафима Блонская — Девочки. Вербное воскресение. 1900 г. Холст, масло, 181×187. Таганрогский художественный музей
Серафима Блонская — Девочки. Вербное воскресение. 1900 г. Холст, масло, 181×187. Таганрогский художественный музей

«Инок» Савицкого глубоко задумался. Пусть стоят рядом пушистые веточки, он их не замечает. Вспоминает предстоящий Христу мученический путь. Шварц показывает, как отмечал святой день царь Алексей Михайлович. На первый план здесь выступает религиозная составляющая праздника, поэтому ведущая роль принадлежит духовенству.

Константин Савицкий. «Инок». 1897год.
Константин Савицкий. «Инок». 1897год.

Наверняка, рассматривая картины о Вербном воскресенье, вы видели натюрморты. Например, художник Сергей Потапов изобразил стол, накрытый к утреннему чаепитию. За ним никого ещё нет, но белоснежная скатерть, белое же полотенце, красная обивка стульев, солнечный цвет, заливающий половицы – создают ощущение праздника.

Сергей Потапов "Вербное воскресенье"
Сергей Потапов "Вербное воскресенье"

А у Екатерины Козловой в работе много света. Больше, чем у других авторов. рядом с вербой - первые цветы, за окном - солнце, гуляющий птенец, зеленый луг. Чувствуется, что весна точно вступила в свои права. Символика праздника - не только верба, но и икона на подоконнике.

Екатерина Кизилова — Вербное Воскресенье, 2007 г. Холст, масло /
Екатерина Кизилова — Вербное Воскресенье, 2007 г. Холст, масло /

Еще немного картин в галерее.

Русская поэзия

У Константина Бальмонта вход Господень в Иерусалим ассоциируется в первую очередь с ветками вербы — как и у большинства православных.

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.
Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.

А вот Александр Блок так передает атмосферу православного праздника

Вербочки
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

А. Блок
Чарина Анна. Вербное Воскресение. Двор на Самокатной.
Чарина Анна. Вербное Воскресение. Двор на Самокатной.

А это Есенин. Описание родных пейзажей перемежается с евангельскими мотивами — например, сосны и ели кричат человеку, который едет на ослике: «Осанна!» — таким восклицанием когда-то иудеи приветствовали Христа.

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.

Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов — как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»

С.Есенин
Алонцев А.А. / Вербное Воскресенье
Алонцев А.А. / Вербное Воскресенье

А русский классик Иван Бунин, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:

«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени...

О Вербном воскресенье пишут и современные авторы. Вот Владимир Захаров передает философские мысли

Смейся, плачь, умирай, живи,
Жертва, клятва, восторг, вина —
Это всё имена любви,
Это всё любви имена.
Все созвездия, все миры,
Что увидеть, услышать смог —
Это вечной любви дары,
Это Слово и это Бог.

Вход Господень в Иерусалим - один из почитаемых праздников в Христианстве. Как видите, он нашел широкое отражение в искусстве. Вербному воскресенью посвящали картины, стихи. В живописи праздник представлен в различных жанрах - натюрмортах, пейзажах, портретах. Разные авторы, в том числе и лирики, представляли свое личное видение, но все работы объединены одним - чувством радости. Эту радость они передают зрителю и читателю в искусстве. Радость, связанную с приходом весны, приближением светлого Христова воскресенья и символом вечной жизни.