Моя профессия связана с музыкой, я-пианистка. Игра на фортепиано—моё любимое занятие. Но должна вам признаться: есть у меня ещё одно любимое занятие, оно как-бы на втором месте после музыки -это математика. С самого раннего детства я люблю решать задачи по математике просто так, для себя. Казалось бы, ну что общего между игрой на фортепиано и решением задач по математике.
И вот сейчас я обращаюсь к Александру Сергеевичу Пушкину: «Поверил я алгеброй гармонию. Тогда уже дерзнул в науке искушенный предаться неге творческой мечты.» Это слова Сальери из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Оказывается математика в творчестве и в музыке очень важна.
Известный немецкий философ и математик 18 века Готфрид Вильгельм Лейбниц говорил:« Музыка есть таинственная арифметика души. Она вычисляет, сама того не подозревая». В Древней Греции музыка считалась частью математики. Пифагор был убеждён, что красоту музыки можно выразить с помощью чисел. Ведь в музыке, как и в математике, всё нужно просчитывать. А наш известный учёный Альберт Эйнштейн говорил: «Математика и музыка требуют единого мыслительного процесса».
«Мы не создали математику, мы её обнаружили!» Это слова выдающегося учёного Николы Тесла. Так вот для себя математику я обнаружила в раннем детстве, когда мне было всего четыре года. А произошло это так: мой дядя Костя, физик - математик по образованию, показал мне задачку по арифметике, рассказал, как её нужно решать. Мне это очень понравилось. В четыре года я уже могла читать, писать и считать. И я его просила ещё давать мне задачки.
Конечно, сначала эти несложные задачки я решала с помощью своего дядюшки . Но потом уже решала сама. Постепенно задачки превратились в задачи, и чем они становились сложнее, тем интереснее мне было их решать. Бывало так, что у меня не получалось сразу решить задачу. Я мучилась, ну не получается! Расстроенная ложилась спать, и во сне мне приходило решение. Я просыпалась и бежала к своей тетради записывать ответ. Эти задачи мне никто не задавал, просто вот такое был у меня увлечение.
Цифры! Числа! Сколько интересного можно о них рассказывать!
В математике, как и в музыке есть понятие параллельности. Теорема параллельных прямых в математике, а в музыке 5 линий в нотном стане все параллельны. Ещё в математике: плюс -минус; деление - умножение; число чётное - нечётное; больше -меньше. В музыке тоже противоположности: быстро -медленно; соло - многоголосие; diminuendo -crescendo.
Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах много писал духовной музыки. После его смерти были исследованы его мессы, кантаты, органные произведения. Оказалось, что многие мелодии его произведений имеют цифровые коды, они точно математически просчитаны.
Французский композитор Жан Филипп Рамо в своём «Трактате о гармонии» писал: «Музыка подчинена арифметике».
В моей судьбе математика проявляет себя в разных жизненных ситуациях, она как-бы присутствует незримо рядом со мной и подсказывает, как нужно действовать. В школьные годы участия в математических олимпиадах заканчивались для меня победой. Неожиданной победой закончился для меня турнир по шашкам в Киеве. Я стала чемпионом Украины по шашкам. Попала я на этот турнир совершенно случайно, к нему не готовилась, у меня даже дома шашек не было, тем не менее я выиграла у всех, ни одного проигрыша у меня не было.
В школе, как правило, на контрольных по математике я решала оба варианта, писала шпаргалки и рассылала их своим одноклассницам. А когда училась в консерватории, ко мне приходили мои школьные подружки, которые учились в технических вузах. Я им решала задачи по математике. Так что любовь к математике у меня не угасала никогда.
Наш великий русский учёный Михаил Ломоносов говорил о математике так: «Математику уже затем надо знать, что она ум в порядок приводит. Она учит нас думать и рассуждать».
Так вот, насчёт думать и рассуждать. После окончания консерватории я несколько лет работала в Харьковском Музыкальном училище педагогом фортепиано. В мой класс пришли самые неуспевающие студенты, как говориться, мне из каждого класса «сбросили» лентяев, профнепригодных, в общем тех, кто был на отчисление. И вот с такой интересной компанией я начала заниматься.Первые пару уроков они приходили с привычным для них настроением «шаляй -валяй». Но я на них не кричала, обстановка в классе была спокойная, доброжелательная. Мне было интересно таких «шаляй - валяй» научить хорошо играть на ф-но. И мне это удалось.
Многие из них окончили училище на отлично. Мало того, так как сарафанное радио всегда работает хорошо, многие студенты училища стали проситься ко мне в класс.
А у меня методика занятий с учениками немного отличается от других.
Для меня главное: научить думать, и рассуждать, как советовал Ломоносов. В музыке это очень важно так же, как и в математике. Эта методика срабатывала и с детьми из сельской местности. Некоторое время, когда ушла на пенсию, я работала в музыкальной школе в Шишаках. Это Украина, Полтавская область. Дети там были способные, но далёкие от классической музыки. Мне удалось их заинтересовать, многому научить. Но это другая история.
В заключение моего повествования хочу сказать о моей любимой математике словами древнегреческого философа Платона: « Тот, кто знает математику, может познать все науки о природе».А я всё таки уверена в том, что музыка и математика - родные сёстры!