Напудренный парик стал одним из символов 18 века. Некоторые утверждают, что таким образом можно было скрыть потерю волос в том числе от оспы и "срамных" болезней, также как пудра и мушки прятала следы оспы. Но в большинстве случаев это была очередная жертва моде.
Форма париков менялась, но принцип изготовления оставался примерно одинаковый. Для придания нужной формы использовались каркасы из проволоки и войлока. Аристократы могли позволить себе парики из натуральных волос, которые покупались в основном у бедных крестьянок и горожанок. Но были также из конского волоса, иногда овечьей шерсти или растительных волокон. Мастера по изготовлению париков назывались тупейными художниками. Сверху парик пудрили либо специально подготовленной пудрой, а в некоторых случаях просто мукой, и для этого были особые меха или кисти. Чтобы не испачкать одежду, поверх нее накидывали накидку – пудремантель (или пудрамант). Некоторых, чтобы не запылить мебель, садились для этого в специальный шкаф или даже выделяли отдельную комнату.
Александр Михайлович Тургенев в своих записках описывает свой печальный опыт к дежурству при дворе. "В 5 часов утра, я был уже на ротном дворе: двое гатчинских костюмеров, знатоков в высшей степени искусства обделывать на голове волосы по утвержденной форме и пригонять амуницию по уставу, были уже готовы; они мгновенно завладели моей головой, чтобы оболванить ее по утвержденной форме, и началась потеха. Меня посадили на скамью посередине комнаты, обстригли спереди волосы под гребенку, потом один из костюмеров, немного чем менее сажени ростом, начал мне переднюю часть головы натирать мелко истолченным мелом; если Бог благословит мне и еще 73 года жить на сем свете, я этой проделки не забуду! Минут 5 или много 6 усердного трения головы моей костюмером привело меня в такое состояние, что я испугался, полагал, что мне приключилась какая либо немощь: глаза мои видели комнату, всех и все в ней находившееся вертящимися. Миллионы искр летали во всем пространстве, слезы текли из глаз ручьем. Я попросил дежурного вахмистра остановить на несколько минут действие г. костюмера, дать отдых несчастной голове моей. Просьба моя была уважена, и г. профессор оболванения голов по форме благоволил объявить вахтмейстеру, что сухой проделки на голове довольно, теперь только надобно смочить да засушить; я вздрогнул, услышав приговор костюмера о голове моей. Начинается мокрая операция. Чтобы не вымочить на мне белья, вместо пудромантеля, окутали рогожным кулем; костюмер стал против меня ровно в разрезе на две половины лица и, набрав в рот артельного квасу, начал из уст своих, как из пожарной трубы, опрыскивать черепоздание мое; едва он увлажил по шву головы, другой костюмер начал обильно сыпать пуховкой на голову муку во всех направлениях; по окончании сей операции, прочесали мне волосы гребнем и приказали сидеть смирно, не ворочать головы, дать время образоваться на голове клестер-коре; сзади в волоса привязали мне железный, длиной 8 вершков, прут для образования косы по форме, букли приделали мне войлочные, огромной натуры, посредством согнутой дугой проволоки, которая огибала череп головы и, опираясь на нем, держала войлочные фальконеты с обеих сторон, на высоте половины уха. К 9 часам утра составившаяся из муки кора затвердела на черепе головы моей, как изверженная лава вулкана, и я под сим покровом мог безущербно выстоять под дождем, снегом несколько часов, как мраморная статуя, поставленная в саду". Ходили байки о том, что некоторым уснувшим солдатам прически портили мыши.
Парики вельмож были, конечно, удобнее, ведь дождь и ветер им не угрожал. Некий француз Леонар предлагал чудо-парики из тончайших нитей, которые, по его утверждениям, были совсем легкими и не требовали перед надеванием помадить собственные волосы и обсыпать их мукой. Упомянуты парики вскользь в "Дворянском гнезде" Тургенева. Бабушка главного героя "ни во что не вмешивалась, радушно принимала гостей и охотно сама выезжала, хотя пудриться, по ее словам, было для нее смертью. Поставят тебе, рассказывала она в старости, войлочный шлык на голову, волосы все зачешут кверху, салом вымажут, мукой посыплют, железных булавок натыкают – не отмоешь потом; а в гости без пудры нельзя – обидятся, – мука!"
Александр I моду на напудренные парики отменил, хотя были ретрограды, которые носили их и дальше. Но на смену сложным сооружениям 18 века пришли всевозможные шиньоны, накладные локоны и иные хитрости для создания дополнительного объема. Просто теперь люди наоборот стремились, чтобы все это выглядело максимально естественно. Натуральные волосы для париков и шиньонов оставались ценным товаром. Толстой, описывая красоту Анны Карениной, подчеркивал, что ее роскошные волосы были без "примесей". Некоторые дамы использовали свои собственные выпавшие волосы, а затем создавали из них накладки и добавляли в прическу.
этот материал также опубликован в моем блоге на pikabu тут