Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Разумные дельфины в фантастике: Кларк, Назаров, Брин

Люди и дельфины. Есть ли между нами что-то общее? Могут ли дельфины быть нашими неопознанными до сих пор братьями по разуму? Судя по археологическим находкам, этот вопрос занимал наших предков еще несколько тысяч лет назад. Но лишь в двадцатом веке были предприняты первые попытки подвести под эту гипотезу хоть какое-то научное обоснование. Естественно, мимо такой многообещающей темы не смогли пройти мимо и фантасты. Произведений о возможной разумности дельфинов и контактах людей с ними написано много, но в этой статье я хочу коснуться лишь нескольких — самых известных и талантливых. «Остров Дельфинов» (1963), Артур Кларк. Яркий образец «оптимистической» научной фантастики, причем (что непривычно для тех лет) полностью лишенной какого-либо политического контекста. Земля недалекого будущего, которое описывается очень вскользь, но явно отдает легкой утопичностью. Остров, на котором десятилетиями работают самоотверженные ученые, стремящиеся установить контакт с дельфинами (в разумности ко

Люди и дельфины. Есть ли между нами что-то общее? Могут ли дельфины быть нашими неопознанными до сих пор братьями по разуму? Судя по археологическим находкам, этот вопрос занимал наших предков еще несколько тысяч лет назад. Но лишь в двадцатом веке были предприняты первые попытки подвести под эту гипотезу хоть какое-то научное обоснование.

Естественно, мимо такой многообещающей темы не смогли пройти мимо и фантасты. Произведений о возможной разумности дельфинов и контактах людей с ними написано много, но в этой статье я хочу коснуться лишь нескольких — самых известных и талантливых.

«Остров Дельфинов» (1963), Артур Кларк. Яркий образец «оптимистической» научной фантастики, причем (что непривычно для тех лет) полностью лишенной какого-либо политического контекста. Земля недалекого будущего, которое описывается очень вскользь, но явно отдает легкой утопичностью. Остров, на котором десятилетиями работают самоотверженные ученые, стремящиеся установить контакт с дельфинами (в разумности которых они, в общем-то, не сомневаются). Подросток, спасенный этими самыми дельфинами, принимает самое деятельное участие в работе исследовательского центра, а потом, опять-таки, при помощи дельфинов, спасает жизнь своему больному наставнику.

Чистая, светлая, добрая книга. Сейчас она кажется немного наивной, но честное слово, по этой наивности временами тоскуешь…

-2

«Зеленые двери земли» (1977), Вячеслав Назаров. Совершенно очевидно, что Назаров писал это под некоторым влиянием «Острова дельфинов», но в своих фантастических допущениях зашел намного дальше Кларка. Понятно, что на него, как и на Кларка, оказали большое впечатление очень популярные тогда работы Джона Лилли, изучавшего гипотетическую разумность дельфинов. А если вспомнить тотальное увлечение уфологией, палеоконтактерством и прочими наукообразными гипотезами, начавшееся в 60-х, то понятно откуда взялся и остальной антураж — дельфины как древнейшая цивилизация земли, древняя атомная катастрофа… Если роман Кларка — это типичная «фантастика ближнего прицела», с минимальными, в общем-то фантдопущениями, то Назаров размахнулся в «Зеленых дверях» как следует — его дельфины обладают почти непостижимым разумом и остается только гадать, каким образом тупые люди ухитрялись ловить их на удочку…

Однако мой сарказм, строго говоря, чрезмерен. Книга прекрасная, во многом несущая в себе тот же позитивных заряд, что и «Остров дельфинов», хотя уже и с ноткой определенного пессимизма и грусти. Наверное, сказывалось время, 1977 год, «оттепель» шестидесятых сменилась пиком «холодной войны». Видимо, в результате этого самая неприятные персонажи, отстреливающие дельфинов, носят английские имена. И тем не менее, «Зеленые двери» наряду с «Силайским яблоком» считается одним из лучших произведений Назарова, и прочитать его, безусловно, стоит.

-3

«Звездный прилив» (1983), Дэвид Брин. Это произведение уже совсем другого плана. Формально — почти что космическая опера, во всяком случае наличествуют совершенно типичные черты этого жанра. Роли людей и дельфинов тоже отличаются от описанных у Кларка и Назарова — здесь люди «прогрессировали» дельфинов до состояния полной разумности, и, в общем-то, почти все главные герои книги — это именно дельфины, составляющие… экипаж космического корабля. Причем не как слуги или рабы людей, а именно - самостоятельные разумные существа, сотрудничающие с людьми.

Вообще, строго говоря, то к «дельфиньей» теме можно отнести весь цикл Брина о Возвышении, поскольку так или иначе дельфины присутствуют во всех шести (или семи?) книгах цикла, но именно в «Звездном приливе» они выступают в качестве основных действующих лиц. Откровенно говоря, я считаю роман наиболее сильным во всей трилогии (возможно, наравне с его прямым продолжением, «Войной за возвышение»). Ее главная черта, из-за которой я включил ее в обзор (помимо блестящего описания общества и культуры разумных китообразных) — это, опять-таки, оптимистический взгляд в будущее. В цикле Брина нет мрачных гибсоновских человейников, нет радиоактивных пустошей и пересохших океанов, нет бесконечных кибервойн и боевых вирусов. Да, там есть война с надменными (и довольно карикатурными, подозреваю — не без умысла) галактами, но главное в книге — это вера в силу разума, и в то, что эта сила способна превозмочь все наши агрессивные атавизмы в сознании.

Вопрос об наличии разума (и об уровне разумности, если она есть) у дельфинов сейчас подвис в воздухе. Сенсационные результаты исследований Лилли остались неподтвержденными — никто так и не смог их повторить, а вскоре на гребне нового витка «холодной войны» и космической гонки финансирование исследований дельфинов сошло на нет. Современная же ситуация отчетливо отдает абсурдом - одни страны исключают всякую возможность близкого изучения дельфинов, запрещая их отлов и содержание в неволе, а другие в чисто волюнтаристском духе объявляют дельфинов разумными и уравнивают их в правах с людьми (такой закон был принят в Индии несколько лет назад). А пока разыгрывается эта странная политическая пьеса, океан постепенно становится все грязнее и грязнее, рыбы в нем все меньше и меньше, и, возможно, недалек тот миг, когда изучать дельфинов будет можно только по скелетам в музеях и старым зачитанным фантастическим книгам...

Читайте на канале другие статьи о творчестве Артура Кларка:

"Стена мрака"

"Встреча с медузой"