В январе этого года мимо внимания многих людей прошёл довольно оптимистичный факт из мира нейродегенеративных заболеваний, а именно факт появления препарата для лечения болезни Альцгеймера, который бы не провалился в ходе второй фазы клинических испытаний.
11 января The New York Times сообщил об успехе препарата Донанемаб (donanemab), разработанного фармкомпанией Илай Лили (Eli Lilly), в ходе второй фазы клинических испытаний. Компания сообщала о замедлении развития деменции на 32% у больных, которым был назначен препарат, по сравнению с контрольной группой, которые принимали плацебо.
15 марта Илай Лили выпустили подробный отчёт о проведённом исследовании, который предоставил врачебному сообществу новую надежду. Хоть препарат и не позволяет полностью излечить данное заболевание, но позволяет существенно отсрочить наступление глубокой потери дееспособности каждого человека, страдающего болезнью Альцгеймера.
Но вот не менее занимательный факт!
Сама суть работы группы препаратов, к которой относится Донанемаб не является инновационной разработкой, она была изобретена ещё в 1975 году, более того, данная группа препаратов активно используется на протяжении многих лет для лечения онкологических, ревматических, аллергических и многих других групп заболеваний.
Данная группа препаратов именуется моноклональными антителами, а её представителей можно определить по характерной приставке -маб на конце (от monoclonal antibodies).
Разберёмся на примере Донанемаба, в чём же заключается принцип работы препаратов, спасающих и улучшающих качество жизни миллионам людей ежегодно.
Почему антитело?
Для начала отметим, что моноклональные антитела являются в первую очередь, как ни странно, антителами, а значит синтезируются В-лимфоцитами (особый подвид лейкоцитов) и выглядит приблизительно так
Два жёлтых "зубчика" сверху являются антигенсвязывающими участками. Они ответственны за прикрепление антитела к тому, против чего выработано антитело, то есть против антигена.
Антиген является чужеродным для иммунной системы, а значит подлежит уничтожению. Антитела являются одним из основных орудий борьбы иммунитета человека.
Антигенами могут быть бактерии, вирусы, паразиты, чужеродные белки, белки собственного организма (при аутоиммунных или опухолевых процессах), в целом всё то, что наша иммунная система расценит как "чужое".
Голубая "рукоятка" антитела необходима для других лейкоцитов, ответственных за непосредственное уничтожение антигена внутри организма.
Упрощённо говоря, лейкоциты, "замечая" в ткани или кровотоке связанный антителами антиген, устремляются в его направлении и приступают к его активному уничтожению. Некоторые лейкоциты выделяют в сторону врага специальные вещества, которые повреждают его оболочку, некоторые не церемонятся и полностью поглощают его, постепенно "переваривая" его внутри себя.
Резюмируя вышесказанное, антитело синтезируется B-лимфоцитами и необходимо для "маркировки" антигенов для других лейкоцитов.
Почему моноклональное?
Здесь всё проще. Моноклональными они названы из-за того, что эти антитела продуцируются одним клоном клеток, то есть группой клеток, которые образовались от одной клетки-предшественницы.
Проще говоря, если один лимфоцит получил сигнал на выработку антитела против определённого белка, то он, путём деления, наплодит себе "группу поддержки" в виде таких же лимфоцитов как он сам и они все дружно будут синтезировать моноклональное антитело против этого белка.
В чём суть?
Как мы выяснили, моноклональные антитела существуют и в нашем организме, так почему же мы самостоятельно не излечиваемся от болезни Альцгеймера, опухолевых и других патологических процессов?
Всё дело в том, что при этих болезнях наша иммунная система не воспринимает антигены, которые ответственны за развитие вышеописанных патологий, как "врага" организма. А почему не воспринимает? А потому что и не должна.
В случае с болезнью Альцгеймера одну из основных ролей в развитии дегенеративных изменений в мозге играет т.н. бета-амилоид, белок присутствующий в организме в его здоровом состоянии. Только его избыточное накопление в тканях головного мозга вызывает патологию. Иммунная система не считает его антигеном и не атакует, так как данный белок присутствует в норме.
Для того чтобы получить антитела, настроенные против бета-амилоида, учёные вводят животным (чаще всего лабораторным мышам) человеческий образец этого белка, который для иммунной системы мышей является антигеном. В-лимфоциты мышей начинают делиться, создавая клон клеток, синтезирующий нужные антитела.
Но иммунная система мыши неспособна воспроизвести столько лимфоцитов, чтобы получить нужное количество антител для введения человеку. А сами лимфоциты вне мышиного организма живут довольно недолго, даже в специальных условиях. Так что же делать?
Опухоль спешит на помощь
Из этой ситуации Ж. Кёлер и С. Мильштейн в 1975 году нашли довольно изящный выход. Они взяли опухолевые клетки миеломы, которые прекрасно себя чувствуют на специальных питательных средах вне организма и обладают неограниченной способностью к делению, взяли нужные В-лимфоциты мышей и поместили их вместе на одну питательную среду, обработав реагентами, которые способствуют образованию межклеточных контактов.
В результате получились гибридные клетки, способные многократно делиться, выживать вне организма, а также синтезировать один и тот же тип антител из поколения в поколение.
Итог
Таким образом, метод получения гибридных клеток из клеток опухоли и В-лимфоцитов мышей позволяет нам накопить достаточное количество антител для введения человеку. Данный метод является крайне перспективным, помогая создавать лекарства от заболеваний, считавшихся ранее неизлечимыми.
Любите науку и всего наилучшего!