Найти тему

3 причины, почему даже заботливые родители часто терпят травлю?

Я и мой сын, за которого буду бороться всегда
Я и мой сын, за которого буду бороться всегда

Недавно я подробно описала личную историю травли (моего сына травили в школе в возрасте 7 и 8 лет) на канале в Яндекс.Дзен. Традиционно для Дзен, меня завалили комментариями. Была и поддержка, и токсичные высказывания. Последние содержали в основном обвинения, причем противоречивые – в том, что долго терпели и в том, что сделали из мухи слона; в том, что слишком терпимо отнеслись к инклюзивному ребенку и в том, что нетолерантны; в том, что не научили сына драться и в том, что не научили словами договариваться. В общем, люди выгуливали свои «белые польта» вдоль и поперек моих статей. Меня не задело ничего, кроме одного обвинения – в том, что мы допустили этой травматичной ситуации длиться целых два года. А ребенок страдал.

Я знаю, почему это стало крючком. Потому что до сих пор я и сама себе это не простила. В этом я честно призналась и в книге, и на канале. Не пытаясь себя оправдать (хотя, наверное, все-таки пытаясь), я решила разобраться, как так произошло. Благо, материала много. Абсолютно все, я повторяю, АБСОЛЮТНО ВСЕ собранные мной истории травли, в которых родители вступились за ребенка, развивались так же. Борьба длилась два года, а то и пять. Ни в одной из историй, рассказанных мне, не было сценария, когда ребенка обидели один раз, и уже на следующий день его перевели в другой класс. 

Варианта ведь обычно два – либо учитель быстро реагирует, и агрессора ставят на место, тогда в травлю инцидент не переходит, либо учитель (школьная администрация) играет в «незнанку», и тогда все затягивается.

Значит ли это, что учитель виноват в страданиях ребенка, а родители ни при чем? Учитель однозначно несет ответственность за непризнание проблемы, за то, что запускает или допускает травлю. Но что же происходит с родителями? Почему они, словно заяц перед удавом, не принимают решительных мер сразу, не забирают ребенка из токсичной среды, бесконечно верят обещаниям? Я вижу три основные причины.

Приглашаю вас к дискуссии (в идеале, конструктивной). Согласны ли вы? Какие еще причины вы видите?

1.     Толерантность.

Мы действительно иногда «пудрим» себе мозг западными ценностями. О том, в какой перекос приводит излишняя толерантность, уже написал Константин Богомолов https://novayagazeta.ru/articles/2021/02/10/89120-pohischenie-evropy-2-0. В случае с нашим сыном мы довольно долго терпимо относились к тому, что изначально агрессия исходила именно от мальчика с особенностями. Но мальчик был интеллектуально сохранен, и где тут особенности, а где воспитание – большой вопрос.

В одном ряду с толерантностью – интеллигентность. Травят разных детей. И довольно часто – именно, детей из интеллигентных семей. Дети, которые предпочитают защищаться словами, а не кулаками, имеют таких же родителей. Эти родители до последнего пытаются договариваться, решить проблему цивилизованно, с наименьшими потерями для всех. Ты вроде бы с самого начала чувствуешь, что что-то идет не так, натыкаешься на глухую стену, но природная воспитанность не позволяет сразу поставить на всех окружающих клеймо «плохих» людей. В итоге ты поздно понимаешь, что твой ребенок страдает слишком сильно, и все эти люди, учителя, директора, другие родители, даже другие дети, пусть и с особенностями, вообще-то ни слезинки твоего ребенка не стоят.

2.     Вера в авторитет.

Мы с детства привыкли думать, что учитель всегда прав, он знает, как лучше, если он говорит, что проблем нет, значит их нет. Когда тебе это в голос говорят учитель и директор, ты, может быть, и не веришь на сто процентов, но задумываешься, а вдруг ребенок и правда, слишком впечатлителен, неверно воспринимает «обычную игру». Когда тебе обещают, что все исправят, с агрессором разберутся, с учителем поговорят, пройдет лето, с сентября все придут как новенькие, и вот тут дружно заживем, ты опять веришь. Не может же руководитель огромного образовательного холдинга, медийное лицо, человек, который в телевизоре говорит про детей правильные вещи (это в нашей конкретной истории), лицемерить. Еще как может!

3.     Сбитые ориентиры.

Этот тезис лучше всего проиллюстрирует одна из героинь моей книги. Ее сына два года травила учительница. 

«Я никак не могу себе простить. Ведь я на тот момент уже много лет работала психологом. Как я могла не понять, что это было зашкаливающее психологическое насилие над ребенком? Видимо, потому что это все происходит по чуть-чуть, поэтапно, понемногу. Причем, я часто обращалась к своим коллегам-психологам. Пыталась им объяснить, что происходит, спросить совета. И каждый раз это упиралось в одно: «Ну успеваемость же у него лучше стала». И я думала, что, действительно, лучше. Но ребенок от страха учился. Дрессировкой можно же научить и зайца курить. Но какой ценой? Может быть, мы, мое поколение, не так хорошо понимаем, где начинается насилие. Более того, когда я смотрю в прошлое, я понимаю, что эта учительница – она же результат такой же системы образования, продукт такого же учителя, возможно. Выдавить из детей хорошие результаты можно либо высокой мотивацией, либо страхом. Но в восемь-девять лет какую можно придумать мотивацию, чтобы ребенок по пять часов делал уроки? Это противоречит его природе. Кроме страха, ничего нельзя придумать. И когда учитель работает по такой схеме из года в год, происходит профессиональное выгорание, он уже просто теряет человеческий облик. Видит только наличие или отсутствие результата. Ну если у тебя ребенок бесконечно болеет от того, насколько не хочет идти в школу, какой это профессионализм? Ну какой это лучший учитель? Это же профессиональная непригодность. Однако большинство родителей это поддерживало. Лишь немногие были с этим не согласны».

Если вы, прочитав этот текст или любую историю травли, в которой родители слишком долго боролись за ребенка, захотите сразу обвинить их в бесхребетности, не спешите говорить, что вы бы так никогда …

Совсем недавно я наткнулась на вот этот лонгрид «Я молю русских людей о прощении» https://www.pravmir.ru/ya-molyu-russkih-lyudey-o-proshhenii/. Он не просто о ситуации, стоявшей за законом Димы Яковлева, он глобально о том, что родители – живые люди, они иногда ошибаются. Порой эти ошибки кажутся нечеловечески глупыми и недопустимыми. Забыть ребенка в машине? Казалось бы, как это вообще возможно у нормального человека? До прочтения статьи я даже представить не могла масштабы, количество таких случаев, причем у очень хороших и заботливых родителей.

Когда несколько дыр в сыре заходят одна на другую, образуется скважина. Так работает человеческий фактор. Мозг – самый несовершенный орган человека, не смотря на всю его удивительную природу. Он может отсекать что-то предельно важное, наоборот, достраивать, формировать ложные идеи и т.д. Даже у людей, читающих этот текст, будут совершенно неожиданные реакции. Я в этом уверена.

А родители, которые борются против буллинга своих детей, даже если дольше, чем следовало бы, для меня всегда герои. Потому что я слышала слишком много историй, где не боролись совсем.

Тут начало нашей с сыном истории

https://zen.yandex.ru/media/id/605c50e28c070b23ae88ed39/chast-1-kak-my-popali-v-topovuiu-shkolu-kotoraia-stanet-adom-605dca7d188a9f73590cb2b3

Тут завершение

https://zen.yandex.ru/media/id/605c50e28c070b23ae88ed39/chast-10-travlia-travli-6069239445570e1e43436957

Заказать книгу "Травля: со взрослыми согласовано" можно тут.