Популярный французский критик Луи Воксель так писал о фовистах: “Сегодня у нас есть роскошное поколение молодых художников - отважных до крайности, подлинных рисовальщиков, перспективных колористов, из которых вырастут будущие мастера”. Эпитет “роскошное”, несомненно, был отсылкой к шедевру Анри Матисса “Роскошь, покой и наслаждение”. Эта картина была экспонирована на той самой выставке, где фовисты получили своё имя в 1905 году.
Анри Матисс
Матисс - это первый из ключевых фигур фовизма. Вот он перед вами:
Этот автопортрет написан в фовисткой манере. Что сразу же бросается в глаза? Это то, что фовисты работают чистым цветом. Они не смешивают краски, добиваясь тонких переходов и всяких живописных нежностей, а пишут исходными цветами. Это же мы увидим в раннем творчестве всех художников сегодняшней статьи. Вся живописная система выстраивается, так сказать, из того, что выдавливается из тюбиков. Вот краски выплескивается на холст, и оказывается, что их достаточно, чтобы создать такую экспрессивную систему, которая дает грубые и сильные отношения плоскостей. Так Матисс лепит форму и создает ощущение какого-то внутреннего напряжения.
Матисс вообще едва не стал юристом. Он получил юридическое образование и начал работать в фирме. И уже будучи начинающим юристом увлекся всё-таки рисованием. Главным его учителем был никто иной, как Гюстав Моро. В мастерской Моро он встретился с некоторыми будущими фовистами, с которыми судьба связала его на всю дальнейшую жизнь. В частности, с Жоржем Руо. А когда Матисс начинал своё творчество, то (это сразу заметно) он познакомился с Полем Синьяком. Это ближайший друг и единомышленник Жоржа Сёра - инициатора и идеолога пуантилизма. Но Сёра рано умер, а Синьяк остался носителем этого метода раздельных мазочков. Матисс знакомится с ним и заболевает этой системой. Но употребляет её по-своему.
В отличие от пуантилистов он не добивается того, чтобы мазки сливались и создавали иллюзию оптического смешения цветов в глазу. А оставляет их как бы независимыми друг от друга. С ритмом мазков и цветом мазков значительную роль в его картинах играли и силуэты, и контурные линии. Впрочем, это увлечение длилось недолго.
Вот этот пейзаж - "переходная" картина:
А дальше, как видите, мазочки просто исчезают:
Это большая программная картина Матисса рубежа 1905-1906 годов, представляющая некое райское место. Счастливое существование на природе. Он не уделяет особое внимание перспективе и не очень озабочен тем, чтобы передать округлость и пластичность объемов. Совершенно очевидно, что Матисс здесь ищет гармонии. Гармонии в расположении фигур, деревьев и растений. Они создают абстрактные массы, складывающиеся в декоративное целое.
К этому же времени относится то, что составляет самое ядро фовизма. Вот такая его работа:
Здесь Матисс ещё более яростно выплескивает красочное месиво на холст и размазывает его, создавая сильные контрасты. Надо сказать, что эта живопись полна напора и энергии. Он обобщает, округляет, убирает лишнее. Он работает и мазком и контуром. Это знаменитый портрет жены Матисса. Его считают идеальной формулой фовизма эпохи расцвета. Примерно так же работают другие мастера. Их много. Они заражены этой идеей цветовой экспрессии и на свой лад пробуют её реализовать.
Жорж Брак
Другой фовист - имя тоже очень известное - это Жорж Брак. Он появляется на французской художественной арене именно как один из фовистов. И пишет типично фовистские пейзажи: напряженные, яркие, мощно написанные чистым цветом.
Вот образцы браковского фовизма:
Перспектива не соблюдается, просто одно больше, другое меньше, одно на первом плане, второе за ним. А дальше мощная цветовая мозаика, которая передает мощные цветовые формы. Точнее трансформирует пейзаж в условные и обобщенные формы.
Но Брак недолго будет с фовистами. В 1908 году он решительно отходит от фовизма и оказывается совершенно в другой компании. По странному стечению обстоятельств, Брак стал предвестником нового мощнейшего течения во главе с Пикассо. Это будет предметом отдельной статьи. Если интересно, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить.
Морис де Вламинк и Андре Дерен
Когда Матисс ещё только вырабатывал свою систему, судьба свела его с двумя живописцами. Они были друзьями, их звали: Морис де Вламинк и Андре Дерен. Оказалось, что они движутся примерно в том же направлении. Художники хорошо поняли друг друга, сдружились и образовали ядро фовистов.
Это один из самых знаменитых пейзажей Вламинка в фовистком духе. Он написан условным цветом, свободным наложением краски, игрою между плоскостью и глубиной. Всё то, что отличает фовискую живопись, здесь уже очень четко сформулировано.
Это ещё один Вламинк. Та же необычайно мощная и агрессивная живопись, начиная с толстых осязаемых рельефных мазков, которые моделируют взволнованную воду, и кончая клубящимися облаками и обобщенными объемами строений на берегу.
А это Андре Дерен - ещё более декоративный нежели Вламинк.
У каждого из них будет тоже своя дорога после того, как фовизм распадется. Андре Дерен станет очень интересным мастером, но совершенно в другом духе.
Жорж Руо
В классе у Моро Матисс встретился с Жоржем Руо, который в дальнейшем стал одним из участников движения. Руо в начале века - это тоже типичный фовист. Тема его живописи - опустившиеся люди, которых он нисколько не приукрашивает. Рядом с ними героини Тулуз-Лотрека покажутся просто греческими богинями.
Персонажи этой картины - олицетворение грубости, пошлости и вульгарности. Она тоже написана смело. Руо очень далеко уйдет от этой манеры, от этой тематики и будет одним из очень глубоких и самобытных мастеров 20-30 годов XX века во Франции. Так что настоящий разговор о Руо ещё впереди.
Альбер Марке
Ещё один мастер Альбер Марке. Он работал в том же фовистком духе, но с некоторыми индивидуальными нюансами.
Здесь уже видно, что он прекрасный живописец пейзажа. Ему суждено стать тончайшим и изысканнейшим мастером пейзажа. Но то, что он будет делать дальше, будет отличаться от фовистково периода.
Кес Ван Донген
А это примкнувший к движению голландец - Кес Ван Донген. Он безусловно фовист, но совершенно в своем духе. Он мастер портрета, причем в этом жанре Ван Донген сумел создать удивительный мир женских образов. Вот такие яркие, накрашенные дамы часто у него фигурируют. В своих картинах и стилистики он мало что менял на протяжении жизни.
Эта картина в совершенно фовистком духе не лишена некоторой иронии, потому что Ван Донген назвал её "Задумавшаяся". Есть ли здесь вообще мысли - это ещё большой вопрос.
Рауль Дюфи
Ещё один совершенно очаровательный художник, который вырос из фовизма - это Рауль Дюфи. Рядом с 1905 годом он совершенно непохож на того Дюфи, который известен как Дюфи. Чрезвычайно изысканный, культивированный, наполовину графический стиль - это то, благодаря чему он станет знаменит позднее. Ничего этого тут ещё нету:
Вот такой получился обзор основных участников фовизма. Спустя 4-5 лет после этой вспышки движения не станет. Но этот момент окажется очень плодотворным. Появятся самостоятельные художники, начиная с лидера Матисса и кончая участниками. Они двинутся в нечто совершенно другое и продолжат свой успешный творческий путь в парижском арт-мире.