Найти в Дзене
Анастасия Миронова

Как поляки Качмарек и Холланд сделали лучший в мире фильм о французских символистах

На съмках фильма "Полное затмение" / Фото: amazon.com
На съмках фильма "Полное затмение" / Фото: amazon.com

Лучший и, кажется, единственный фильм о любви французских поэтов Поля Верлена и Артюра Рембо (а со стороны Верлена это была любовь) сняла полька Агнешка Холланд с американцем Дикаприо в роли Рембо и англичанином Дэвидом Тьюлисом в роли Верлена. А прославил этот фильм даже не Дикаприо, а польский композитор Ян Качмарек, написавший к нему музыку. Потом вы его узнаете по саундтреку к "Хатико".

Вообразите, что за дух культуры может вселиться в человека, если ообще поляк советской закалки Ян Качмарек, сидя в Америке, вдруг лучше всех в мире смог понять и объяснить, что было нужно друг от друга двум большим французским поэтам. А полька Агнешка Холланд смогла это показать и сумела поставить перед актерами сложнейшую художественную задачу. Лучший, безусловно, фильм о французских символистах сделали эти два поляка. Сценарий написал британец Кристофер Хэмптон, а оператором стал грек Йоргос Арванитис. Но сделал этот фильм лучшим, конечно, композитор. Весь лист всех саундтреков к "Полному затмению".

Ян Качмарек / Фото: ocdn.eu
Ян Качмарек / Фото: ocdn.eu

Я посмотрела "Полное затмение" впервые еще школьницей по телевизору. Два или три раза. И из него узнала о Верлене и Рембо. Было мне тогда 14 или 15 лет. После фильма я сразу пошла в Тюменскую областную библиотеку и на мамим читательский билет (в зале абонемента работала жена моего брата) взяла французских символистов. Позже я на сэкономленные от обедов деньги купила зеленый томик "Рембо. Верлен. Малларме". А в 2006 году защитила диплом по позднему французскому символизму.

В своем цикле статей "Россия, которую мы потеряли" я упоминала, что у нас были времена, когда не только такое кино показывали по телевизору, но и просто - показывали хорошее кино. В 2006 году я уехала в Лондон и в январе 2007 года устроилась работать в видеопрокат артхаусного кино на Brick Lane. Потому что в марокканский ресторан, где я подрабатывала официанткой, заходил владелец этого кинопроката - француз. Мы много говорили с ним о кино, в итоге он позвал меня к нему работать. Некоторое время я работала в Лондоне консультантом в прокате шедевров мирового кино. В первый же свой рабочий день я прекрасно сориентировалась среди огромных залов с дисками, я знала, что происходит в современном кино, могла рассказывать европейцам об их же европейском кинематографе. Меня, девочку из тюменской глуши, сделал настоящим европейцем прежде всего телевизор 1990-х и 2000-х.

Кадр из фильма "Полное затмение" / Фото: media-amazon.com
Кадр из фильма "Полное затмение" / Фото: media-amazon.com

Артюр Рембо 20 лет поставил точку в своей литературе. Генри Миллер считал, что Рембо к этому возрасту открыл всю современную литературу. В эссе "Время убийц" американский писатель радовался, что прочел Рембо слишком поздно, после пятидесяти. Если бы раньше, то вряд ли он взялся бы что-то писать, узнав, что все до него придумал Рембо.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Подписаться