23 апреля вышло большое видеоинтервью с художественным руководителем балетной труппы Большого театра Махаром Хасановичем Вазиевым. Его взял канал «Дождь» (Наталья Синдеева), который малодоступен – он по платной подписке. Upd. Позднее, после выхода материала, признан иностранным агентом. И Синдеева тоже.
Не беда, попросим доступ у кого он есть и сделаем обзор для вас, дорогие читатели. Решено – сделано.
Заголовок интервью: «Как можно за деньги раздавать роли?».
Чуть более часа разговаривали г-жа Синдеева и г-н Вазиев, сидя на исторической сцене театра.
Перескажу вам тезисно их разговор. Прямая и косвенная речь дана будет очень близко к сказанному, порой дословно, только сокращенно.
Вначале вкратце поговорили о том, как он руководил балетом Мариинского театра. Этот театр известен консерватизмом в классике, сказал Махар Хасанович. Атмосфера в нем творческая, но строгая.
НС: Вы там произвели революцию, пригласив зарубежных хореографов…
МВ: Что вы, какая это революция? Я советский человек, у меня ассоциация: революция – это Ленин.
Он уволился из Мариинки в никуда. Нет, конфликта с Гергиевым не было. Несколько месяцев сидел дома, не работал. Вдруг в телефонной трубке: «Bon giorno!». Ла Скала! Поехали посмотреть балетную труппу. Смотрят с женой (Ольгой Ченчиковой) урок. Вскоре он шепчет ей: «Пошли!». Она: «Ну что ты, неприлично!». А в чем дело? Возраст! Ветераны! Многие старше меня (тогда Вазиеву было 47).
И все-таки он стал руководить балетом Ла Скала. Сильные итальянские профсоюзы – это с одной стороны хорошо. С другой – чересчур сильные, аж вредят делу, и это плохо.
Итальянцы – веселые, жизнерадостные люди, мы хорошо проводили выходные. Но для них балет – это работа, а для нас – образ жизни.
Начало июля 2017 года, репетиции нового балета «Нуреев», режиссер Кирилл Серебренников, балетмейстер Юрий Посохов. Сидим мы на репетициях и видим, что ничего не готово! Кирилл ставит, а балет в кулисах сидит. Балета-то нет! А это балет. Наконец, поставил Юра хореографию, но ее отрепетировать не успеваем к заявленной дате премьеры. Понимаете? Из этого раздули сенсацию, а дело всего лишь вот так было.
«Герой нашего времени»? Балет был поставлен еще до меня. Очень интересная и удачная постановка. Пользуется успехом у зрителей.
«Орландо»? Шпук был у нас на фестивале. Я ему говорю – поставь нам новый балет. Он предложил «Орландо» и спросил: как ты на это смотришь? Это зависит от того, как ты поставишь, отвечаю. Сказано – сделано.
НС: Могут ли из театра выгнать за какую-то публичную активность?
МВ: Никого не надо выгонять. Надо договариваться, общаться. Конечно, у нас есть корпоративная этика. Я всегда открыт к общению с подчиненными. Не могу понять иной позиции: когда начальник не может принять, мол, занят.
НС: Расскажите о молодежной программе.
МВ: Это постоянно действующий проект, цель его – поддержка талантов из регионов. Надо присылать заявки и видео. В случае успеха на время стажировки мы обеспечиваем жильем, а «Ингосстрах» (генеральный спонсор) платит стипендию.
Все решения согласовываю с директором Владимиром Уриным. В начале пандемии он показал себя молодцом. Театр финансово поддерживал работников.
НС: Может ли театр существовать без спонсоров?
МВ: Теоретически наверно может, но лучше не надо.
НС: А может ли спонсор сказать: «Я хочу, чтоб эта девушка получила сольные роли»?
МВ: Сказать, конечно, теоретически может. Но таких у нас нет. Наши спонсоры любят театр. У них нет желания влиять на художественную политику. Таким бы я сказал: идите мимо. Это исключено. Только несведущий может это предложить.
НС: Театр может защитить балерину от чрезмерных ухаживаний поклонников?
МВ: Может… насколько может. Если совсем избыточно – есть уже другие инстанции.
НС: Сейчас есть люди, которые создают ауру, что в Большом все за деньги...
МВ: Этим ретивым оголтелым людям я бы дал ответ: по себе судите. Какие роли за деньги? А если она бездарна?
НС: Может, в других театрах это есть?
МВ: Я слышу что-то такое, но не верю.
НС: Я рада, что мы развеяли этот стереотип. О нас, журналистах, тоже их много подобных (типа всё заказное), и для меня важно развеивать, тема мне близка.
В заключение Махар Хасанович показал гостье свой рабочий кабинет. У него там экраны видеонаблюдения за сценами и залами, которые он переключает пультом, что и продемонстрировал. Вот, например, репетиция «Ивана Грозного». Может ли подать голос отсюда? Да, сейчас позвонит по внутреннему телефону. Поговорил о текущих делах с балериной Анной Никулиной.
Напоследок г-жа Синдеева сказала, что очень хочет посмотреть балет «Драгоценности». Махар Хасанович тут же выписал ей пригласительный.