Найти тему
Любитель балета

Почему отложили премьеру «Нуреева», можно ли получить роль в балете за деньги и др. Обзор интервью М. Вазиева

Оглавление

23 апреля вышло большое видеоинтервью с художественным руководителем балетной труппы Большого театра Махаром Хасановичем Вазиевым. Его взял канал «Дождь» (Наталья Синдеева), который малодоступен – он по платной подписке. Upd. Позднее, после выхода материала, признан иностранным агентом. И Синдеева тоже.

Не беда, попросим доступ у кого он есть и сделаем обзор для вас, дорогие читатели. Решено – сделано.

Заголовок интервью: «Как можно за деньги раздавать роли?».

Чуть более часа разговаривали г-жа Синдеева и г-н Вазиев, сидя на исторической сцене театра.

Скриншот автора.
Скриншот автора.

Перескажу вам тезисно их разговор. Прямая и косвенная речь дана будет очень близко к сказанному, порой дословно, только сокращенно.

Махар Вазиев. Фото из свободного доступа.
Махар Вазиев. Фото из свободного доступа.

Вначале вкратце поговорили о том, как он руководил балетом Мариинского театра. Этот театр известен консерватизмом в классике, сказал Махар Хасанович. Атмосфера в нем творческая, но строгая.

НС: Вы там произвели революцию, пригласив зарубежных хореографов…

МВ: Что вы, какая это революция? Я советский человек, у меня ассоциация: революция – это Ленин.

Он уволился из Мариинки в никуда. Нет, конфликта с Гергиевым не было. Несколько месяцев сидел дома, не работал. Вдруг в телефонной трубке: «Bon giorno!». Ла Скала! Поехали посмотреть балетную труппу. Смотрят с женой (Ольгой Ченчиковой) урок. Вскоре он шепчет ей: «Пошли!». Она: «Ну что ты, неприлично!». А в чем дело? Возраст! Ветераны! Многие старше меня (тогда Вазиеву было 47).

И все-таки он стал руководить балетом Ла Скала. Сильные итальянские профсоюзы – это с одной стороны хорошо. С другой – чересчур сильные, аж вредят делу, и это плохо.

Итальянцы – веселые, жизнерадостные люди, мы хорошо проводили выходные. Но для них балет – это работа, а для нас – образ жизни.

Начало июля 2017 года, репетиции нового балета «Нуреев», режиссер Кирилл Серебренников, балетмейстер Юрий Посохов. Сидим мы на репетициях и видим, что ничего не готово! Кирилл ставит, а балет в кулисах сидит. Балета-то нет! А это балет. Наконец, поставил Юра хореографию, но ее отрепетировать не успеваем к заявленной дате премьеры. Понимаете? Из этого раздули сенсацию, а дело всего лишь вот так было.

«Герой нашего времени»? Балет был поставлен еще до меня. Очень интересная и удачная постановка. Пользуется успехом у зрителей.

«Орландо»? Шпук был у нас на фестивале. Я ему говорю – поставь нам новый балет. Он предложил «Орландо» и спросил: как ты на это смотришь? Это зависит от того, как ты поставишь, отвечаю. Сказано – сделано.

НС: Могут ли из театра выгнать за какую-то публичную активность?

МВ: Никого не надо выгонять. Надо договариваться, общаться. Конечно, у нас есть корпоративная этика. Я всегда открыт к общению с подчиненными. Не могу понять иной позиции: когда начальник не может принять, мол, занят.

НС: Расскажите о молодежной программе.

МВ: Это постоянно действующий проект, цель его – поддержка талантов из регионов. Надо присылать заявки и видео. В случае успеха на время стажировки мы обеспечиваем жильем, а «Ингосстрах» (генеральный спонсор) платит стипендию.

Все решения согласовываю с директором Владимиром Уриным. В начале пандемии он показал себя молодцом. Театр финансово поддерживал работников.

НС: Может ли театр существовать без спонсоров?

МВ: Теоретически наверно может, но лучше не надо.

НС: А может ли спонсор сказать: «Я хочу, чтоб эта девушка получила сольные роли»?

МВ: Сказать, конечно, теоретически может. Но таких у нас нет. Наши спонсоры любят театр. У них нет желания влиять на художественную политику. Таким бы я сказал: идите мимо. Это исключено. Только несведущий может это предложить.

НС: Театр может защитить балерину от чрезмерных ухаживаний поклонников?

МВ: Может… насколько может. Если совсем избыточно – есть уже другие инстанции.

НС: Сейчас есть люди, которые создают ауру, что в Большом все за деньги...

МВ: Этим ретивым оголтелым людям я бы дал ответ: по себе судите. Какие роли за деньги? А если она бездарна?

НС: Может, в других театрах это есть?

МВ: Я слышу что-то такое, но не верю.

НС: Я рада, что мы развеяли этот стереотип. О нас, журналистах, тоже их много подобных (типа всё заказное), и для меня важно развеивать, тема мне близка.

В заключение Махар Хасанович показал гостье свой рабочий кабинет. У него там экраны видеонаблюдения за сценами и залами, которые он переключает пультом, что и продемонстрировал. Вот, например, репетиция «Ивана Грозного». Может ли подать голос отсюда? Да, сейчас позвонит по внутреннему телефону. Поговорил о текущих делах с балериной Анной Никулиной.

Напоследок г-жа Синдеева сказала, что очень хочет посмотреть балет «Драгоценности». Махар Хасанович тут же выписал ей пригласительный.

На этом всё, спасибо за внимание! В этом информационном тексте ничего «от себя», обсуждение – только в комментариях.

Ваша «Про балет – от любителя».