Условиями успешного обучения ребенка в школе является овладением им основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Данные учебные навыки являются основой всего образования, виды которого усложняются с годами обучения. Становление процесса письма происходит в процессе обучения ребенка. Так как в школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, то она лежит в основе развития устной и письменной речи ребенка.
Недостатки формирования письменной речи становятся преградой к успешному обучению, снижают эффективность адаптации ребенка, а также могут возникнуть вторичные отклонения в психическом развитии ребенка и становлении его личности.
Дисграфия – это такое расстройство письма, при котором присутствуют стойкие специфические ошибки. Эти ошибки не связаны с интеллектуальными особенностями или нарушенным зрением ребенка. Например, ребенок может прекрасно знать и ориентироваться в правилах орфографии, но на письме допускать множество атипичных ошибок (смешивать звонкие и глухие: «дорога – торога», не дописывать или писать лишние элементы букв, пропускать или добавлять слоги в словах, переставлять слоги и т.п.).
Важно отметить, если ребенок редко посещает школу или имеет низкую успеваемость по предметам, то это не является признаком дисграфии.
Основные формы дисграфии:
· Артикуляторно – акустическая.
· Акустическая форма.
· Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
· Аграмматическая.
· Оптическая.
Работа по преодолению дисграфии у детей младшего школьного возраста должна строиться по следующим направлениям:
1. Диагностическое направление включает в себя организацию комплексного обследования и выявление речевых нарушений у детей, планирование оказания им логопедической помощи в условиях образовательного учреждения.
2. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает организацию своевременной коррекции нарушений устной и письменной речи.
3. Консультативное направление обеспечивает непрерывное специальное логопедическое сопровождение детей.
4. Информационно-просветительское направление включает в себя разъяснительную работу по вопросам оказания логопедической помощи детям со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
Основной формой организации логопедической работы по преодолению дисграфии у детей является логопедическое занятие (фронтальное (групповое), подгрупповое, индивидуальное).
Мой опыт логопедической работы в общеобразовательной школе убедил меня в том, что только при привлечении родителей к сотрудничеству по вопросам преодоления речевых нарушений у детей можно добиться положительных результатов коррекции.
Для комплексного и непрерывного взаимодействия логопеда и родителей важно учитывать следующее:
уровень родительской мотивации к преодолению имеющихся нарушений у детей;
насколько родители могут оказать адекватную помощь своему ребенку.
При необходимости следует организовывать дополнительные консультации для родителей, тренинги, круглые столы, мастер-классы. Это позволит включить родителей в процесс развития своего ребенка, повысить их компетентность, достичь более высокой положительной динамики в коррекционно-логопедическом воздействии.
Другие мои статьи по теме можете прочитать по ссылке: #не норма речи
Другие мои статьи:
"А давайте просто поговорим!" Грустная реальность.
Специалист не оправдал ожидания? Или как адекватно оценить возможности своего ребенка.
Речевая готовность ребенка к школе