Статья основана на анализе с сайта ВОЗ
Появляются некоторые признаки выздоровления но требуются серьезные усилия для восстановления и укрепления служб здравоохранения
Второй раунд “импульсного обследования“ Всемирной организации здравоохранения показал, что в течение одного года после пандемии COVID-19 сохраняются существенные сбои, причем около 90% стран все еще сообщают об одном или нескольких сбоях в работе основных служб здравоохранения, что не свидетельствует о каких-либо существенных глобальных изменениях со времени первого опроса, проведенного летом 2020 года.
Однако, внутри стран показатели и масштабы разрушений в целом уменьшились. В 2020 году страны сообщили, что в среднем около половины основных медицинских услуг были нарушены. Однако за первые 3 месяца 2021 года они также сообщили о прогрессе, причем в настоящее время нарушено чуть более трети услуг.
Преодоление разрушений
Страны работают над тем, чтобы смягчить последствия сбоев. В настоящее время многие из них активизировали коммуникационные усилия, чтобы информировать общественность об изменениях в предоставлении услуг и давать советы о том, как безопасно обращаться за медицинской помощью. Они также проводят сортировку, чтобы выявить и лучше удовлетворить самые неотложные потребности пациентов.
Более половины опрошенных стран заявили, что они набрали дополнительный персонал для увеличения численности медицинских работников; перенаправили пациентов в другие медицинские учреждения; и перешли на альтернативные методы оказания медицинской помощи, такие как предоставление большего количества услуг на дому, многомесячные рецепты на лечение и расширение использования телемедицины.
Кроме того, ВОЗ и ее партнеры помогают странам адаптировать свои процессы, с тем чтобы они могли лучше реагировать на вызовы, стоящие перед их системами здравоохранения; укреплять первичную медико-санитарную помощь и продвигать всеобщий охват услугами здравоохранения.
“Отрадно видеть, что страны начинают восстанавливать свои основные медицинские услуги, но многое еще предстоит сделать”, - говорит д-р Тедрос Адханом Гебрейесус, Генеральный директор ВОЗ. “Исследование подчеркивает необходимость активизации усилий и принятия дополнительных мер по устранению пробелов и укреплению служб. Особенно важно будет следить за ситуацией в странах, которые уже до пандемии боролись за предоставление медицинских услуг.“
Сохраняющиеся причины сбоев
Странам все еще приходится принимать важные решения при реагировании на COVID-19, которые могут негативно повлиять на доступ к медицинской помощи или по другим вопросам здравоохранения. Продолжается перераспределение персонала для оказания чрезвычайной помощи COVID-19 и временное закрытие медицинских учреждений и служб.
Несмотря на то, что они, возможно, взяли на работу новых сотрудников, 66% стран продолжают сообщать о причинах, связанных с трудовыми ресурсами здравоохранения, как о наиболее распространенных причинах сбоев в обслуживании. Цепочки поставок также по-прежнему нарушены почти в одной трети стран, что влияет на доступность основных лекарств, диагностических средств и СИЗ, необходимых для безопасного и эффективного оказания медицинской помощи.
Необходимо и далее наращивать усилия в области коммуникации: более половины стран сообщают о перебоях в обслуживании из-за того, что пациенты не обращаются за медицинской помощью, а также из-за недоверия общества и страха заразиться.
Между тем, 43% стран называют финансовые проблемы основными причинами сбоев в использовании услуг.
В результате, миллионы людей по-прежнему не получают жизненно необходимой медицинской помощи. Что касается услуг, то, по данным почти половины стран, наибольшее влияние они оказывают на предоставление повседневной первичной медицинской помощи для профилактики и лечения некоторых наиболее распространенных проблем со здоровьем. Долгосрочная помощь при хронических состояниях, реабилитация и паллиативная помощь в конце жизни также по-прежнему сильно нарушена, серьезно затрагивая пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
Потенциально спасающие жизнь экстренные, критические и хирургические вмешательства по-прежнему нарушаются примерно в 20% стран, что отражает наиболее непосредственные косвенные последствия пандемии. Две трети стран также сообщают о сбоях в проведении плановых операций, последствия которых накапливаются по мере того, как пандемия затягивается.
К числу наиболее сильно затронутых медицинских услуг (т. е. тех, в отношении которых более 40% стран сообщают о сбоях) относятся услуги по психическим, неврологическим расстройствам и употреблению психоактивных веществ; забытые тропические болезни; туберкулез; ВИЧ и гепатиты В и С; скрининг рака и услуги по другим неинфекционным заболеваниям, включая гипертонию и диабет; планирование семьи и контрацепция; неотложная стоматологическая помощь; и недоедание.
Исследование, опубликованное в преддверии Всемирной недели иммунизации (которая начинается 24 апреля) и Всемирного дня борьбы с малярией (25 апреля), показывает, что серьезные пробелы также сохраняются в устранении сбоев в работе служб в обеих этих областях.Более трети стран по-прежнему сообщают о перебоях в работе служб иммунизации, несмотря на прогресс, достигнутый странами в сокращении перебоев в работе служб и продвижение служб иммунизации примерно на 20% и 30% соответственно по сравнению с 2020 годом. Это подчеркивает необходимость новых и устойчивых подходов к улучшению охвата иммунизацией и ее охвата.
“Пандемия COVID-19 продолжает создавать серьезные проблемы для глобального здравоохранения, выходящие за рамки воздействия самой болезни”, - заявила исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Фор. - Для детей перебои в работе служб иммунизации имеют серьезные последствия. Расширяя поставки вакцин против COVID-19, мы должны обеспечить, чтобы это не происходило за счет основных детских прививок. Мы не можем допустить, чтобы сегодняшняя борьба с COVID-19 подорвала нашу борьбу с корью, полиомиелитом или другими болезнями, которые можно предотвратить с помощью вакцин. Длительные нарушения иммунизации будут иметь долгосрочные последствия для здоровья детей. Сейчас самое время наверстать упущенное.”
Между тем, почти 40% стран также сообщают о сбоях в работе одной или нескольких служб по борьбе с малярией. Несмотря на прогресс по сравнению с 2020 годом – примерно на 10% меньше стран сообщают о сбоях в диагностике и лечении малярии и на 25-33% меньше стран сообщают о сбоях в кампаниях по профилактике малярии (включая распространение долгосрочных пропитанных инсектицидами противомоскитных сеток, опрыскивание помещений и сезонную химиотерапию малярии), ведь уровень сбоев по-прежнему является значительным и нуждается в срочном устранении.
ВОЗ будет продолжать оказывать поддержку странам, с тем чтобы они могли реагировать на возросшую нагрузку на системы здравоохранения и быстро меняющиеся приоритеты и потребности на протяжении всей пандемии, а также обеспечивать сбалансированность стратегий борьбы с COVID-19 с другими приоритетами здравоохранения и обеспечивать постоянный доступ к всесторонней медицинской помощи для всех, включая наиболее уязвимых.
Ключевые механизмы поддержки включают ACT-Accelerator, который работает над ускорением справедливого доступа к вакцинам, тестам и лечению COVID-19, а также Стратегический план обеспечения готовности и реагирования, который руководит действиями, предпринимаемыми на национальном, региональном и глобальном уровнях для борьбы с COVID-19.
Организация также по-прежнему сосредоточена на выполнении работы, которую она взяла на себя до начала пандемии КОВИД-19. Внутри страны, благодаря “Стимулирующей инициативе” и Партнерству UHC, охватывающему 115 стран, ВОЗ укрепила свой потенциал по оказанию дополнительной поддержки странам, с тем чтобы они могли поддерживать основные медицинские услуги во время пандемии и продвигать прогресс в направлении всеобщего охвата услугами здравоохранения.
В комментариях вы можете высказаться и поведать о своих проблемах с мед.помощью.
Если же было интересно или познавательно - ставьте лайк, а также подписывайтесь на канал. Тут много интересного и полезного для вашего здоровья.
И, пожалуйста, берегите себя и своих близких в это непростое врем