Художник Гюнтер Демниг увековечивает память жертв нацистской эпохи, устанавливая медные мемориальные доски на тротуаре перед их последним местом жительства, выбранным им самим или его помощниками. Ему помогают 6 человек и сейчас в связи с пандемией, многие сами устанавливают, чтобы инициативной группе не ездить далеко. Штольперштейн сейчас присутствует в 1265 муниципалитетах Германии и 21 стране Европы.
«О человеке забывают только тогда, когда забывают его имя», - цитирует Гюнтер Демниг из Талмуда. Благодаря камням перед домами оживает память о людях, когда-то живших здесь. На камнях написано: ЗДЕСЬ ЖИЛ ... Камень. Имя. Человек.
Художник придумал и создал этот проект "Камни преткновения" или по немецки "Stolpersteine" в 1990 году. В то время он работал в Кельне, откуда были угнаны и депортированы сотни синти и рома (цыгане). В 1992 году он заложил первый латунный камень в Кельне, откуда по приказу Гиммлера их депортировали в Освенцем.
Годом позже «Штолперштейн» был представлен как концептуальный проект, но на тот момент без идеи реализации. В 1995 году была проведена первая пробная кладка камней в Кельне, а в следующем году в рамках выставки NGBK «Исследования художников после Освенцима» - закладка 55 камней преткновения в Берлине-Кройцберге.
Они имеют размер 10 x 10 см, представляют собой латунную пластину и монтируются вровень с тротуаром, чтобы никто не запнулся. И все же они называются «камнями преткновения», потому что всякий, кто видит их мимоходом, должен споткнуться о них в уме, остановиться на мгновение и прочитать гравюру. Надписью «Здесь жили ...» часть истории возвращается в нашу повседневную жизнь прямо перед домом жертвы. Камни преткновения -это память, которая должна напоминать и выводить жертв нацизма из анонимности там, где они жили.
Гюнтер Демниг выложил более 11.000 штук с ноября 2000 года в Кельне, Гамбурге, Фрайбурге, Берлине и других городах, а также за рубежом. Нужно около 20 минут, чтобы закончить укладку камня. Так что все происходит очень быстро.
Чтобы понять, где живет человек, важно знать его историю, так говорят инициаторы закладки камней в Штутгарте. Сейчас в городе более 800 камней. Люди пишут биографии и воспоминания о депортированных и замученных в лагерях, собирают фото в книгу памяти. Кроме жителей Штутгарта, несоглассных с нацистами, , было много и угнанных из СССР женщин, детей и стариков.
Здесь уместно упомянуть о подвиге Екатерины Карановой, которая работала на заводе металлоконструкций и не выдержав голод и нечеловеческий труд, прыгнула в котел с жидким алюминием, чтобы из него не был изготовленен очередной самолет фашистов.
И они все живы, пока мы помним..