Найти тему
Dance-Lab. Хореограф

Инструмент экспресии не тело, а пространство... Трансформация языка танца от Рудольфа Лабана

Модель Кинесферы Рудольфа Лабана
Модель Кинесферы Рудольфа Лабана

«Существенный прорыв в понимании пространства движения произвел хореограф Рудольф Лабан. Применив математический метод анализа для обоснования универсальных закономерностей движения человеческого тела, Лабан произвел настоящую революцию в теории пространства. Он показал, что пространство это не пустота, которую надо заполнить, а некая материальная реальность, из которой можно «лепить» и формировать образы посредством различной архитектоники движений...»

Если заглянуть в историю танцевального языка немного раньше, то мы увидим, что достаточно разрозненные представления о пространстве движения человеческого тела постепенно начали оформляться только в эпоху Ренессанса. Леонардо да Винчи принадлежит одно из первых исследований по искусству движения – утерянный «Трактат о живописи и человеческих движениях». Вопросами искусства движения занимались: французский педагог Франсуа Дельсарт, физиолог и педагог Жорж Демени, профессор Женевской консерватории Жак Далькроз, танцовщица Айседора Дункан и многие другие.

Историческое прошлое художественной формы, как правило, определяет современные представления о ней и является одним из повторяющихся мотивов в литературе, живописи и театре конца XX века. В меньшей степени это выражено в современном танце, так как он разрушает театральную условность, и сама его форма предполагает определенный разрыв с прошлым. Хосе Лимон в 1966 году писал: «Современный танец – это состояние ума, осознание необходимости того, чтобы искусство танца соответствовало нашему времени».

Однако действительно существенный прорыв в понимании пространства движения произвел хореограф Рудольф Лабан. Хореография в целом отражает общие законы движения человеческого тела в пространстве, техника же отражает структуру исполнения движения в пространстве. Лабан применил математический метод анализа для обоснования универсальных закономерностей движения человеческого тела, чем произвел настоящую революцию в теории пространства. Он обосновал идею о том, что пространство это не «пустота», которую просто надо заполнить движением. Пространство это некая материальная реальность, из которой можно «лепить» и формировать образы посредством различной архитектоники движений. Он первый предпринял попытку исследовать формы движения не только в искусстве, но и в природе.

Рудольф Лабан (Фото взято из интернета)
Рудольф Лабан (Фото взято из интернета)

Рудольф Лабан много работал с импровизацией. Он задавал танцорам общие контуры композиции, внутри которых они создавали свой собственный танец. Он говорил, что в центре его «драмы» – живут вселенские вопросы. Он занимался поиском поиск новых альтернативных форм жизненного опыта, в котором танец играет важную роль. Для этого надо было подвергнуть танец детальному анализу и Лабан в течение многих лет создавал систему анализа и записи танца. Данная система получила название «Лабанотация». Он искал всеобщие законы движения, искал не просто новый стиль, а универсальную систему, не зависящую ни от какого стиля, и в то время это звучало очень революционно.

Лабан вдохновлялся работами Платона и Пифагора, философией экспрессионизма, он призывал современных хореографов изучать движение в системе отношений человека с космосом. За движениями тела спрятан «скрытый и забытый всеми пейзаж, земля молчания, царство души…» – писал Лабан. Эта идея опирается на принцип, что танец не есть просто «последовательность», это независимое средство выражения, со своими внутренними законами, понятиями и структурой. Самая важная из находок Рудольфа Лабана это то, что инструмент экспрессии есть не тело, а пространство. Он считал, что именно оно отражает внутреннюю природу движения. Таким образом, Лабан сосредоточил внимание на теле в пространстве, а не на расположении частей самого тела, относительно собственного центра.

Лабан считал, что законы пространственной гармонии подобны законам музыкальной гармонии и могут быть проверены геометрией. Основа системы Лабана кинесфера (kinesphere) – это сферическое пространство вокруг тела человека, которое охватывает тело в полном объеме со открытыми в стороны конечностями. Согласно технике Лабана, кинесфера остается в фиксированных отношениях к корпусу человека, поскольку сферическое пространство всегда «путешествует» с корпусом.

Модель Рудольфа Лабана (Фото взято из интернета)
Модель Рудольфа Лабана (Фото взято из интернета)

Чтобы понять смысл кинесферы, Лабан предлагает представить ее в виде куба, который окружает корпус человека к фронту и назад, вправо и влево, вверх и вниз. Эта модель дает возможность осознать стабильность единственной, центральной точки в корпусе человека, от которой исходят все движения, и через которую проходят все оси. Данная модель дает возможность создать бесконечное число возможных плоскостей и осей, которые проходят сквозь тело через центральную точку.

Лабан писал: «человек двигается для того, чтобы удовлетворить какую-либо потребность». Для него эмоциональный ритм определяет ритм движений. Если ритм внутренний и внешний не уравновешены, танец будет слишком физическим, телесным, поскольку разные ритмы имеют разные характеристики.

Он отрицал идею о том, что тело – всего лишь инструмент музыкальной интерпретации. Лабан назвал внутренний импульс, вызывающий движение, усилием (мускульной энергией). Его характер зависит от внутренней установки на принятие или отвержение обстоятельств, которые влияют на движение – силы, времени, течения, пространства движения. В таком виде усилие имеет определенные выразительные характеристики и малейшие изменения усилия или его направления вызывают перемену смысла.

Лабан определил связь усилия с внутренней мотивацией. Согласно ему, сила связана с физическими функциями, время – с интуицией, пространство – с умственными функциями, а течение – с эмоциями. Движение приобретает выразительные качества, становится осмысленным – становится жестом – только в связи с другими движениями, которые ему предшествуют и за ним следуют. Лабан нашел тесную зависимость между элементами, входящими в усилие, и направлениями в пространстве.

Но что, если движение не исходит от центра корпуса? Что, если имелось больше чем один центр? Что, если источником движения была целая линия или плоскость, а не просто точка?…

Продолжение в следующей публикации...

Данная статья фрагмент из моей книги «Точка Навигации» Техника Импровизации в современном танце. Подробнее о технике и книге можно прочитать на моем сайте

Рудольф Лабан (Фото взято из интернета)
Рудольф Лабан (Фото взято из интернета)
-5

Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии, следите за свежими выпусками моего канала «Dance-Lab. Хореограф»