У Германии появилась проблема — многим немцам хотелось бы наследовать курс Ангелы Меркель, но наследовать некому. Просто нет подходящих кандидатур в канцлеры.
Лучше всех это понимает сама Меркель. Именно поэтому еще два года назад она по собственной воле пошла на беспрецедентный шаг и публично объявила, что уходит из политики. Не побоялась стать «хромой уткой», «тетенькой для битья», «канцлером-шмайсером», в общем, мишенью для критики и злобы, лишь бы открыть кастинг на должность своего преемника. Или преемницы.
Вот чего Ангела не ожидала, так это что кастинг столь затянется. И чем больше он длился, тем все яснее становилось, что альтернативы Меркель… нет. Все претенденты на ее фоне мелковаты, молчаливы, хотя и суетливы. Либо, наоборот, суетливы, но по-другому — с криком и экзальтацией. А где взяться другим? За долгие годы у горнила федеральной власти Ангела с трудолюбием носорога-пожарника, пекущегося о целостности саванны, вытоптала не только любые зачатки политического пожара, но и саму траву. А на цементном поле и вправду гореть просто нечему. Но и расти на нем ни одной былинке тоже не удается.
И вот теперь, когда кастинг затянулся до неприличия, возникла шальная мысль: а вдруг Меркель специально все так и задумала, лишь бы немцы избрали ее «пожизненным канцлером»?
Вполне возможная вещь. Наверняка такая мысль копошилась под короткой и светлой полумужской стрижкой. Но есть одно «но»: немцы, может, и проголосовали бы за нее в этом качестве, но, как говорится, и рада бы в рай, да грехи не пускают. За два года кастинга и фактического безвластия общественные настроения изменились. Во-первых, экономика просела, даже у Германии. Во-вторых, пандемия заставила именно Меркель вводить очень непопулярные карантины и локдауны. Если бы Ангела вовремя сообразила, что не надо подсаживаться на политически «проверенную», зато почти бесполезную западную вакцину «астразенику» и что надо быстрей закупать российский «Спутник-V», глядишь, в Германии с ее порядком и организованностью уже сейчас все ходили бы без масок, шатались по кафе и музеям, а также стадионам и разъезжали по всему свету с сертификатом своей вирусной чистоты и полной неопасности для окружающих. Весь мир был бы открыт и для немцев, и для немецкой торговли.
Но нет, этого разумного шага Ангела не сделала. А раз так — вот они и наступили, политические и социальные последствия излишней русофобии и чрезмерной лояльности Соединенным Штатам. Так сказать, идеология придушила биологическую науку. Причем немцам этого не объяснишь. Они просто хотят, «чтобы пандемия побыстрей закончилась и были бы отменены ограничительные меры, а не то мы все тут вокруг разнесем!»
«Вокруг» — это, прежде всего, политический блок ХДС/ХСС и примкнувшие к ним «зеленые». Так пусть же разнесут Ангелу Меркель, а не всю правящую коалицию. А саму Ангелу, принявшую (и поделом!) всех «собак» на себя, нужно все-таки отправить вместе с «собаками» и с почетом в архив. И, перевернув страничку, двигаться дальше.
Таким был в общих чертах план транзита немецкой власти.
Почему был? Он и сейчас осуществляется, только приведет ли он к транзиту?
Во всяком случае, на этой неделе правящая коалиция приступила к действиям: избрала в соответствии с гендерным равенством одновременно преемника и преемницу. За пять месяцев до выборов в бундестаг Христианско-демократический союз (ХДС) назвал, кто «будет после Меркель». Это недавно назначенный лидер партии Армин Лашет. «Зеленые» тоже определились: знакомьтесь — Анналена Бербок, бывшая прыгунья на батуте, борец с дымным углем и «российской угрозой». Более того, она считает себя «специалистом по Беларуси» — в Европарламенте «курировала» отношения ЕС с Киевом, Кишиневом и Минском. Почему именно в этом ряду привиделась ей Беларусь, догадайтесь сами. Короче, ее подбор стран говорит сам за себя, по причине чего лучше с ней не знакомиться — лучше бы она продолжала напрягать своими ножками сетку батута, а вовсе не белорусско-немецкие отношения.
О Лашете раньше говорили так: «Политик с харизмой бухгалтера». Ну что ж, это неплохо, если новый канцлер будет уметь считать. Как минимум, поэтому Лашет активно поддерживает строительство газопровода «Северный поток-2», призывая не политизировать проект, и повторяет, что «Россия необходима для решения многих международных вопросов». После отравления Скрипалей в Солсбери он даже написал в Twitter, что вину Москвы так и не доказали, и упрекнул Лондон в антироссийской политике.
Вообще, Лашета многие считают «народным премьером». Его отец был простым шахтером. Занимая должность главы земли Северный Рейн — Вестфалия, Лашет встречался с избирателями в барах, общался с ними за кружкой пива и напрочь игнорировал официальный протокол. В общем, был «своим парнем», хоть и в бухгалтерских очках. Но, в любом случае, своим взлетом он обязан не громкой фразе или громким делам, а… тихому слову своей начальницы, Ангелы Меркель, преданность которой он демонстрировал всегда и при любых обстоятельствах.
Кроме пандемии. То был единственный случай, когда недавно он публично не поддержал Меркель в ее карантинах и запретах. Правда, неудачно, ибо лично он не верил во вторую волну, а в Германии нынче бушует уже третья…
Как вы понимаете, Лашет и Бербок — никакая не альтернатива для Меркель. Таковой они могут считаться только пока не пришла настоящая альтернатива. Которая так и называется — политическая партия «Альтернатива для Германии». Это евроскептики, сторонники «антиамериканизма» и полномасштабного налаживания не просто отношений, а партнерства с Россией и ее союзниками. Вот кто сможет действительно перевернуть страницу с последней редакцией холодной войны. Да и с Меркель и всем ее «наследием» — тоже.
Вадим Елфимов
Автор фото: фото из открытых источников