В прошлом году Беларусь столкнулась с мощной, тщательно спланированной идеологической агрессией. Нынче многие наши аналитики упрощают ситуацию, полагая, что это была всего лишь основанная на банальных фейках информационная атака на сознание неоперившейся молодежи. На деле же наши многоопытные западные оппоненты сумели-таки нащупать слабые места, своеобразные «трещины», в идеологии белорусского государства. Искусно используя эти «бреши», они смогли выработать разрушительную для нас контридеологию, которую, увы, восприняла часть белорусов. И хотя атака отбита, идеологическое противостояние, вне всяких сомнений, будет нарастать.
Про «идеологического царя» в голове
В народе про глупого, недалекого человека говорят: «Живет без царя в голове». Такого человека несложно обмануть, поэтому он легко находит на свою голову приключения, набивая кучу шишек. Умного же человека с адекватным пониманием окружающей его действительности, что называется, на мякине не проведешь, а значит, он в состоянии избежать многих проблем. Следовательно, от того, чем «начинен» мозг людей, во многом зависит их жизнь, социальное и экономическое благополучие. С этой точки зрения идеология как система сформированных в головах у людей представлений о мире, общих для них целей, ценностей и приоритетов имеет исключительно большое значение в любом обществе.
Основное предназначение (миссия) идеологии — превратить толпу разрозненных людей в дружную, сплоченную ради одной цели команду. Упомянутые же «трещины» в государственной идеологии ведут к тому, что она перестает справляться с возложенной на нее миссией, и общество теряет единство, превращаясь из умной команды в бесноватую толпу.
Важно понимать, что идеология — это стройная, целостная система не противоречащих друг другу представлений о прошлом, настоящем и, самое главное, будущем нации. Поскольку о будущем можно лишь мечтать, идеология не является наукой, она сродни некоей иррациональной, почти религиозной вере. При этом всякий факт очевидной лжи, любое несоответствие идеологических установок реалиям подтачивает веру, а накопление таких червоточин неизбежно разрушает в глазах людей, низвергает основанную на ней идеологию. В итоге оставшийся без «идеологического царя в голове» народ легко превращается в неразумную толпу, которая своими руками может запросто разрушить свое будущее.
Не эта ли бесноватая толпа на украинском майдане ввергла некогда благополучную страну в гражданскую братоубийственную войну? Не такую ли толпу мы видели в прошлом году на улицах наших городов?
Как нас провели на «идеологической мякине»
Побеждать противников в бою либо на рынке можно двумя разными методами. Первый метод связан с тем, чтобы стать сильнее, динамичнее, эффективнее (то есть — лучше) противника. Увы, этот способ является весьма затратным, поскольку требует много материальных ресурсов, времени и сил. Например, предпринятая коллективным Западом попытка физической силой уничтожить русскую цивилизацию в ходе Великой Отечественной войны 1945–1945 гг. была, как и все предыдущие аналогичные попытки, очень дорогостоящей и к тому же безрезультатной.
Второй метод менее затратный, ибо он основан на том, чтобы затуманить мозги, задурить голову противнику, сформировав у него ложную, не адекватную действительности систему представлений о мире. Так, неоднократно обжегшись на силовом варианте агрессии, Запад в конце прошлого века изменил стратегию. Идеологическое оружие позволило США и сотоварищи разрушить непобедимый СССР, что называется, без единого выстрела. А ведь советская сверхдержава обладала не просто несметными природными и людскими ресурсами, непобедимыми вооруженными силами и всесильными спецслужбами, но и мощной, отлаженной идеологической машиной. Она располагала стройной марксистско-ленинской идеологией, сотворенной гениями планетарного масштаба, которые сумели с ее помощью изменить ход мировой истории.
До той поры, пока советская идеология не имела «трещин», советский народ был един и непобедим. Стремительное превращение «лапотной» России в промышленно развитую державу в ходе индустриализации, наша Великая Победа, первенство в космосе и ядерной энергетике, выход на первые позиции в мировой экономике — все это прямые следствия указанного идеологического единства. Проблемы начались тогда, когда коммунистические вожди забронзовели. Вместо того чтобы много читать, учиться и осмысливать происходящее, они забавлялись охотой-рыбалкой и прочими, не требующими интеллектуальной работы развлечениями, надеясь въехать в новое тысячелетие со старым, вековой давности идеологическим багажом.
Как это было уже сказано, всякая идеология основана на целостной непротиворечивой триаде «героическое прошлое — трудовое настоящее — светлое будущее». В советской идеологии прошлое связано со справедливой борьбой против эксплуататоров и Великой Победой, настоящее подразумевает самоотверженный труд во имя светлого грядущего, моделью которого служило общество социальной справедливости в форме коммунистического рая на Земле. Пока советский народ верил в эту идеологическую триаду, он был неудержим в труде, непобедим в бою. Однако со временем все большее число советских граждан стало замечать: пока они в лишениях и дефиците самоотверженно трудились ради светлого будущего, коммунистические вожди без зазрения совести де-факто уже жили в этом самом светлом будущем. Данное бросавшееся в глаза несоответствие идеологических установок и советских реалий изо дня в день подтачивало и в итоге разрушило веру в советскую идеологию.
В это время разжиревшие в процессе многовекового разграбления колоний и эксплуатации рабского труда США (в отличие от выжженного войной СССР Штаты безбедно пересидели ее на своем «острове»), демонстрировали завидное благополучие. Опираясь на данный факт, но умалчивая о его истинных причинах, западная пропаганда методично внушала, что если советские граждане войдут в лоно рыночных демократических стран, то они также станут жить по-западному. Итог данной идеологической агрессии известен: оставшиеся от великого СССР «незалежные» республики, вместо того чтобы, как в былые годы, удивлять мир грандиозными свершениями, позорно клянчат у Запада иностранные инвестиции. А потомки гордых победителей в Великой Отечественной войне нынче подобострастно штудируют «вражью аглицкую мову» в надежде пристроиться где-нибудь «за бугром». Иными словами, «трещины» в советской идеологии привели к тому, что целый народ удалось провести на западной «идеологической мякине».
Наш «идеологический винегрет»
Как случилось, что наши западные «заклятые друзья» смогли нащупать «бреши» в идеологии белорусского государства и овладеть умами многих белорусов?
Одна из причин этого в том, что идеологическая работа у нас велась несерьезно, во многом для галочки. В самых ответственных местах — на предприятиях, в трудовых коллективах — ею занимались либо по совместительству хозяйственники, либо не понимающие ее значение дилетанты и формалисты.
С другой стороны, сама идеология белорусского государства не отвечала фундаментальному требованию целостности и непротиворечивости указанной триады «героическое прошлое — трудовое настоящее — светлое будущее». Например, под «героическим прошлым» белорусов до некоторых пор подразумевался «тернистый путь к независимости» через некий «исторический винегрет» неоднозначных событий. Среди ингредиентов указанного «многовекторного винегрета» можно было найти, например, пропольское антироссийское восстание 1863–1864 гг. под предводительством К. Калиновского и З. Сераковского, перезахоронение останков которых в 2019 г. было освящено присутствием официальной белорусской делегации во главе с вице-премьером. В том же ряду — провозглашение коллаборационистской БНР в качестве «акта становления белорусской государственности» с немецким сапогом на горле, под контролем воевавшей тогда с Россией Германии. Здесь также уместно напомнить, что торжества по случаю столетия данного события с использованием бчб-символики, едва не сгубившей нашу страну в прошлом году, также были официально разрешены, а значит, легитимированы в 2018 г. белорусскими властями во многих наших городах. И героическую победу над немецкими агрессорами белорусы, по мнению некоторых наших историков и политиков, добыли, оказывается, в рамках Второй мировой войны, а не Великой Отечественной — для российского народа — войны. И хотя эти и другие подобные «идеологемы» не позволяют считать белорусскую идеологию монолитной, без идеологических «трещин» системой, в их многовекторности, увы, четко прослеживается общий антироссийский вектор. Именно в эти «антироссийские трещины» ныне умело вбивают клинья западные идеологи, вдохновленные тем, что однажды им уже удалось совершить, казалось бы, немыслимое: довести братские Украину и Россию до открытого противостояния.
Что касается «трудового настоящего», то оно во всех идеологиях стандартно сведено к самоотверженному труду во имя «светлого будущего». Хотя уже сегодня многим белорусам, постигающим асоциальные законы рыночного капитализма в условиях нашего социального государства, становится ясно, что у некоторых это самое грядущее будет заметно светлее, нежели у большинства прочих сограждан. К сожалению, вместо детального описания модели будущего в белорусской идеологии дежурно констатируется некий абстрактный «рост благосостояния населения». Но ведь люди не бройлеры на откорме, коим безразлична их судьба! Белорусам, особенно молодым, важно и должно понимать, куда и с кем мы идем, что нам ждать от будущего, к чему готовиться.
В связи с этим, думается, белорусская идеология должна быть серьезно скорректирована. Во имя формирования целостного и непротиворечивого миропонимания у нашей молодежи, ради обеспечения мирного, без революционных потрясений будущего нашей страны главным смысловым стержнем белорусской идеологии должна стать идея неразрывного единства с братской по духу и крови Россией, пронизывающего наше общее прошлое, настоящее и будущее. Ведь не секрет, что наши великие деды и прадеды плечом к плечу трудились и сражались с врагами, сообща сумели создать могучую сверхдержаву, завоевали судьбоносную для всего мира Победу, подарили землянам космос, приручили энергию атома. Сегодня Россия и Беларусь, как и прежде, стоя спиной к спине, вновь отражают нападки «съехавшего с катушек» Запада, опустившегося до откровенного международного терроризма (имеется в виду подготовка покушения на белорусского Президента). А наше светлое будущее — это Союзное государство как интеграционное ядро могучего Евразийского экономического союза, призванного стать для наших народов надежным общим домом-крепостью. В нем мы с минимальными потерями сможем пережить надвигающиеся грандиозные катаклизмы третьего тысячелетия.
Валерий Байнев
Карикатура Антона Островского