Как дать собаке такое детство, чтобы потом не было мучительно больно о нем вспоминать?
В детстве собачий мозг чист и свеж, не замутнён абсолютно ничем. Те знания и навыки, которые первыми в него запрыгнут, будут сидеть крепче всего.
Каким на ваш взгляд должно быть детство? Я думаю, оно должно быть счастливым, веселым, беззаботным, тёплым, уютным, сказочным. А ещё детство должно стать той основой, тем фундаментом, на который будет опираться вся последующая взрослая жизнь.
Мне всегда бывает очень грустно приезжать к собакам, детство которых прошло неправильно.
Смотрю я на такую «лошадку», ростом мне по пояс, похожую на лохматого медведя и аж плакать хочется. Умная, покладистая, сообразительная, но в голове пусто.
При этом ненужные привычки уже сформировались и закрепились. Она не умеет толком ходить на поводке, тянет изо всех сил к другим собакам, про хозяина на прогулке напрочь забывает, напрыгивает на каждого встречного.
Она даже за рукой с лакомством ходить не умеет! Открывает свою пасть и заглатывает руку целиком.
Милый, обаятельный и полностью бестолковый переросток.
Люди в этом плане склонны впадать в крайности. Некоторые хотят дать собакам насладиться детством и в итоге мы получаем взрослую неуправляемую собаку. И тут уже сразу начинается не обучение, а коррекция поведения.
Чаще всего, к сожалению, с применением строгой амуниции, с причинением собаке боли и страха. По другому с ней справится не могут. В итоге собака страдает совершенно незаслуженно, она же не виновата, что росла, как трава - сама по себе.
Другая крайность - это муштра с самого нежного возраста. Строгое подчинение. Команда - коррекция - выполнение. Дрессировка в стиле упал-отжался.
Никаких игр, лакомства по минимуму, похвала сквозь зубы, эмоций никаких. Собака - солдат, который должен, обязан выполнять команды беспрекословно и не ждать никакой награды. Она работает для меня, потому что я хозяин. А если не хочет - заставим.
В итоге я вижу грустную собаку, которой что воля, что не воля - все едино. Она выполняет команды, но настолько грустно и медленно, что плакать хочется. И на лице у нее написано одно - когда же это все закончится, когда я уже побегу подальше. В общем - тоска.
Что нас спасет? Конечно же, как всегда - золотая середина!
Заниматься обучением собаки надо с самого раннего детства, с того момента, как щенок попал к вам дом. Но обучение это совсем не похоже на муштру и отработку команд. Наша задача - совместить обучение со всеми признаками счастливого детства.
1 - Веселое детство формируется через игру.
Много и часто играем со щенком, радуемся вместе с ним, вводим разнообразие в играх. Не боимся проявлять эмоции - бегаем наперегонки к игрушке, боремся со щенком за игрушку, играем в догонялки. Считываем счастливую улыбку на лице собаки.
Но при этом в игру вводим нужные нам правила и сигналы - на начало игры, на ее окончание, на контроль эмоций, на быстрый бег к игрушке, на принос игрушки в руку.
2 - Беззаботное детство формируется через доверие хозяину и окружающему миру.
Расслабиться и ни о чем не думать, можно только тогда, когда твой тыл надежно защищен. А для этого как раз и придуман хозяин. Он - основная база безопасности для щенка.
Хозяин - добрый, справедливый, предсказуемый, надежный. Он кормит, гладит, играет, защищает. Рядом с ним щенку всегда спокойно и приятно, а значит можно ни о чем не беспокоится и идти исследовать этот неизвестный мир.
Не надо больше ни о чем думать и переживать. Если хозяин рядом, то с тобой точно ничего плохого не случится. И он поможет и научит, как изучать окружающий мир. И щенок сможет начать проявлять любопытство - то, что заложено в его природе.
3 - Теплое и уютное детство наполнено приятными воспоминаниями.
Это значит, что у щенка в доме есть свое место, где он любит отдыхать и его никто не потревожит. Щенку нравятся приятные спокойные поглаживания хозяина, расслабляющий массаж, в котором он учится доверять всего себя этим теплым и могучим рукам.
Щенок запоминает, что когда его зовут из кухни, надо мчаться со всех ног, потому что там его ждет полная миска ароматной еды.
Щенок балдеет от счастья, когда у него получается упражнение и он слышит похвалу от хозяина. Растет его самооценка - я успешен, я крутой! Мой хозяин самый лучший! И этот мир достоин моего присутствия!
- А как же команды? - спросите вы, их надо учить или нет?
Команды - нормативные, бытовые, трюковые - учить, конечно, надо. Но не ради того, чтобы щенок их быстро освоил и потом выполнял по первому требованию.
Даже не надейтесь, что он запомнит, что вы с ним изучали! Выйдет на прогулку и сразу все забудет. Но изучение навыков и команд необходимо для самого лучшего, наиболее продуктивного общения хозяина с собакой.
А еще для того, чтобы щенок научился понимать вас, научился учиться. А вы в свою очередь, научились понимать свою собаку и правильно с ней взаимодействовать.
И тогда детство будет самым лучшим и самым полезным для щенка.