Найти тему
Чайник на Gilera

От транзистора- к мотоциклу: история логотипа компании Ducati

Удивительно, но история марки Ducati начиналась совсем не с мототехники. Фото museodelmarchioitaliano.com
Удивительно, но история марки Ducati начиналась совсем не с мототехники. Фото museodelmarchioitaliano.com

В 1924 году студент-физик Адриано Дукати прославился тем, что осуществил радиопередачу из Италии в США с помощью созданного им коротковолнового устройства. Успех настолько окрылил молодого человека, что в 1926 году он основал «Societá Scientifica Radio Brevetti Ducati», или Научное общество радиоприемников и патентов Дукати, чтобы вместе со своими братьями Бруно и Марчелло поставлять оборудование и детали на стремительно развивающийся радиорынок.

Корпоративный бланк для писем с логотипом, 1926 год. Фото museodelmarchioitaliano.com
Корпоративный бланк для писем с логотипом, 1926 год. Фото museodelmarchioitaliano.com

Логотип, как известно, лицо фирмы. Первый логотип компании Ducati состоял из двух букв «S», пересекающих друг друга над сверкающей молнией, символом электричества. Примечательно, что при написании фамилии «Ducati» букву «U» в логотипе тогда заменили на «V», что характерно для графики фашистского периода. Сначала братья Дукати ограничивались производством радиоконденсаторов, но их производство быстро расширялось, все больше захватывая нишу радиоприборов и точной механики, постепенно становясь одним из самых значимых промышленных предприятий Италии тридцатых годов.

Стремительное расширение производства вдохновляет владельца изменить свой логотип, и с 1931 году он превращается в круг с буквами «SSR» и словом «Ducati» внутри прямоугольника. Именно последний графический элемент постепенно становится главным логотипом, который в самостоятельном виде появляется в пресс-релизах и рекламе компании- фамилия Ducati, написанная простым шрифтом и заглавными буквами. Тем не менее четкий графический регламент в 1930-1940 годах еще отсутствовал, поэтому радиоприборы несли каллиграфический логотип как характерную черту того периода.

К 1944 году заводы Ducati были почти полностью разрушены бомбами, сброшенными армией союзников. Частично восстановить производство, отстроив заводы заново, братья смогли только к 1946 году, и тогда же инженерами фирмы был создан мотоцикл «Cucciolo», первый из всех, что будет производиться под маркой «Ducati». В 1949 году компания начинает полномасштабное производство мотоциклов, а вместе с этим остро встает вопрос о создании яркого логотипа, который должен появиться на баке и стать отличительной чертой техники.

К 1956 году становится ясно, что бренд SSR слишком мал для производства всего объема продукции, кроме того в сознании потребителя он прочно связан с электротехникой, но не с мотоциклами. Руководство принимает решение разделить компанию, чтобы отдельно производить электронику и мотоциклы. В 1956 году на всех выпускаемых мотоциклах появляется совершенно новый логотип, состоящий из лаврового венка, идеально завершающего букву «D» и образующего с ней круг, на который наложена пара крыльев с надписью «Ducati Meccanica Bologna».

Этот логотип, красующийся на бензобаке техники Ducati того времени, использовался наряду с другим, изображающим мотоцикл на клетчатой разметке, обозначавшей линию старта мотогонок. Второй вариант печатали в руководстве пользователя, размещали на всех рекламных материалах и промоплакатах, в том числе тех, что предназначались для идентификации уполномоченных розничных продавцов.

В 1959 году, как будто в результате естественной эволюции, пара крыльев на логотипе компании превратилась в молодого орла, символизирующего свободу. Лапы орла, опирающиеся на колесо, были покрытым вымпелом с надписью «Moto Ducati», полностью закрывающим когти птицы.

Логотип компании Ducati, 1968 год. Фото museodelmarchioitaliano.com
Логотип компании Ducati, 1968 год. Фото museodelmarchioitaliano.com

К концу 1960-х годов Дукати постепенно приобретает статус культовой марки. На мотоциклы Ducati все больше обращает внимание молодёжь, и чтобы соответствовать веяниям времени, дизайнеры снова меняют логотип, превращая орла в мягкое стилизованное черное крыло. Поверх крыла необычным курсивом было написано название марки.

Логотип компании Ducati в виде металлической шильды на бензобаке мотоцикла, 1968 год. Фото museodelmarchioitaliano.com
Логотип компании Ducati в виде металлической шильды на бензобаке мотоцикла, 1968 год. Фото museodelmarchioitaliano.com

Примечательный факт: впервые этот вариант логотипа появился на модели, которая стала знаковой для компании, долгие годы сохранявшей популярность среди фанатов- Ducati Scrambler. Интересно и то, что логотип был не нарисован краской, как раньше, а отштампован в виде металлической пластинки и привинчен к бензобаку винтами.

В 1969 году на гоночных мотоциклах марки впервые появился простой логотип в виде надписи Ducati, где каждая буква была обведена красным либо черным. Из мира спорта такой вариант постепенно перекочевал и на гражданские модели, где продержался вплоть до середины 1970-х. В 1975 году Ducati, проанализировав современные тенденции и приняв во внимание новации в конструкции мотоциклов, впервые обращается к дизайнеру, Джорджетто Джуджаро, с просьбой создать новый логотип.

То, что придумал Джуджаро, представляло собой название компании, написанное простым шрифтом, но дополненным двойными параллельными линиями. Дизайн оказался настолько удачным, что использовался без изменений почти десять лет, до тех пор, пока Cagiva не приобрела марку Ducati и не решила провести рестайлинг логотипа с целью придания ему корпоративной идентичности.

Они использовали тот же шрифт, что и в логотипе Cagiva, и того же маленького слона. Эстетически это оказалось не самой лучшей композицией, поэтому в 1993 году маленький слон, к счастью, исчезает из логотипа.

В 1998 году новому руководству компании был представлен логотип, созданный дизайнером Массимо Виньелли: простая надпись Ducati, набранная наклонными заглавными буквами шрифта Univers, и вписанная в кружок стилизованная буква D. Естественно, в той же стилистике была выполнена и эмблема гоночного подразделения Ducati Corse.

Идея была классной, но фанаты Ducati, из-за своеобразного написания упрощенной буквы «D», иронически назвали новый логотип «chicco di caffé» (кофейное зерно). Что, в общем, вполне соответствует действительности.

Дизайн современного логотипа компании разработала в 2008 миланская студия Landor. Вдохновленные мощными эмоциями, которые дарят мотоциклы Ducati, художники студии создали очень удачный образ: крутой поворот дороги, символизирующий дух свободы, а над ним- надпись Ducati, ярко-красная, как олицетворение истинно итальянской спортивной страсти и несгибаемой воли к победе.

Материалы по теме:

Laverda Miniscooter 50: попытка, достойная уважения

Innocenti Lambretta: от Ломбардии до Индии. И обратно?

Мотоцикл Gilera Rondine 500- чистая энергия

Спасибо, друзья, что дочитали статью до конца. Чтоб не потеряться, обязательно подпишитесь на мой канал: впереди вас ждет еще много интересного. Буду рад, если вы оцените публикации лайком и репостом, а комментарии помогут сделать канал еще лучше.

Я живу мототехникой 35 лет, близко знаком с Gilera Runner FXR 180cc и знаю о ней почти всем. Вопросы по обслуживанию и запчастям присылайте на info@gilerarunner.ru . Всю подробную информацию о моем увлечении вы найдете на сайте gilerarunner.ru.