Найти тему
Православный

Для чего ежегодно мы переживаем события Страстной недели? | Протоиерей Андрей Ткачев

Андрей Ткачев - священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий.
Андрей Ткачев - священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий.

Серце человеческое не пускает в себя истину так легко, чтобы за один раз стало все понятно.

Например, если вы читаете Библию, чем больше вы ее читаете, тем больше ужасаетесь. Радуетесь с ужасом, сколько же там всего. На сколько все тонко и глубоко и неоднозначно.

Есть такие люди, которые в ответ на вопрос читал ли он Библию, говорят "А я уже читал". Что это? Пожалуй, это голос глупости. Потому что нельзя так сказать про Библию.

Она на столько глубокая, что перед смертью, всю жизнь читая Библию, только начнешь понимать азы и скажешь "Ну вот теперь, я что-то начал понимать". Это безбрежный океан, который невозможно выпить.

Так же и с праздниками. Однажды отпраздновал Пасху и все? Конечно же, нет.

Сердце гораздо глубже, чем "один раз". Оно требует глубокого внедрения. Это некое бурение сердца для того, чтобы добуриться до чего-нибудь полезного.

Люди ищут под землей нефть, газ, золото. Все это не лежит сверху на земле, а находится глубоко. Простой лопатой докопаться до них не получится. Нужно сооружать какую-то сложную установку, какой-то специальный бур.

В одном месте сломается бур, в другом окажется пустота и вот спустя какое-то время добурились до искомых ресурсов и все стали счастливы и богаты.

Примерно так же происходит и с сердцем. Лезешь туда, копаешь, сверлишь - не получается. Тут сверло сломалось, там пусто и вот просверлили - есть, я все понял. Чтобы "ты все понял" нужно пройти целую длительную дорогу.

Вообще, Страсти Господни достойны того, чтобы постоянно являться предметом нашего созерцания и размышления.

Например у Дмитрия Ростовского есть такая, вполне католическая и тем не менее вполне каноническая, православная, усвоенная церковным сознанием, практика пяточисленных молитв.

Когда мы стоим перед крестом, смотрим на руки Христовы и читаем "Отче наш", потом говорим "Господи, прими эту молитву в память Твоих язв, которые были в правой Твоей руке и на Страшном Суде поставь меня справа".

Потом опять "Отче наш" и говорим "Господи, прими эту молитву за Твои святые язвы, которые были в левой твоей руке и на Страшному Суде не ставь меня слева".

Потом так же читаем "Отче наш" и говорим про правую пробитую ногу - наставь меня на путь правильный, на путь покаяния.

Потом читаем "Отче наш" и говорим о левой ноге - от всяких левых, лукавых путей сохрани раба Твоего.

Потом читаем "Отче наш" на ребра пробитые - Господи, сердца чистого мне созижди.

И так на пять ран пять молитв прочитал, как будто побывал на Голгофе.

Таким образом Дмитрий Ростовский почитает Страсти Господни.

А зачем в пятницу Церковь говорит нам, "дети поститесь в пятницу"? Потому что в пятницу Господь наш умер. Таким образом, каждую пятницу мы почитаем Страсти Господни. Мы вживляемся, углубляемся, погружаемся в тайну спасения, которая совершилась на Голгофе. И для этого не хватает одного праздника, для этого нужна вся жизнь.

Ребра Господни - укройте меня, кровь Господня - омой меня. Надо войти в эту тайну - страдания безгрешного богочеловека.

При всем том, что ангельский ум чище и сильнее человеческого, даже они смотрят на весь этот ужас, на страдания богочеловека, они закрывают лица, им страшно, они думают об этом, поют и плачут. Их жизнь так же уязвлена этой тайной страдания Христова.

А что вы хотите, чтобы суетный человек, там купи - здесь продай, там зуб болит, здесь рубашку постирай, чтобы этот человек всю жизнь находящийся в суете, однажды отпраздновал праздник, все понял сразу и хватит? И дальше что?

А дальше, если ты все понял, то закрываешь дверь на ключ, выбрасываешь его в реку и уходишь в глубокие леса и далекие горы для того, чтобы там дожить свою жизнь и один на один разговаривать с Богом.

Зашел Антоний Великий в храм, на тот момент он еще не был Антонием Великим. Юноша Антоний зашел, а там священник читает "если кто хочет за Мной идти, отвергнись себя, возьми крест свой, иди на Мной". Раньше он тоже это слышал, но в этот день он услышал это как-будто впервые и все понял. Он вышел из храма и не возвращаясь домой, пошел в пустыню.

Он все понял, можно больше не читать. Пошел и там остался. Прожил там очень долго. И бесы поднимали его как мячик и били его об землю и он бездыханный лежал там сутками, его просто убивали. Гнали его вон, но он приползал на свое месте и там оставался и остался, дожил до глубокой старости и разговаривал с Богом.

Вот это он "все понял", а что понял современный человек?

Ну побыл он на Пасху, ну побыл он на Страстной неделе и что? Вот я уже столько раз был на Страстной неделе и плакал и убивался и умирал возле этой святой книги, возле этих чтений. И слезы глотал и так далее и что вы думаете я сильно поменялся?

Нет. Там такая глубина в сердце, что фонариком посветили, что-то ухватили сверху, а дальше тьма. Значит нужно идти дальше. И еще Пасха и еще Страстная неделя и опять эти длинные службы и опять становиться на колени и опять праздновать эти праздники и опять читать и все это опять.

Страстная неделя, вообще, повторяется каждую неделю и Пасха повторяется каждое воскресенье, то есть каждое воскресенье - это Пасха, только малая Пасха.

В этом смысле Николай Сербский говорит 52 раза в год празднует Церковь Пасху.

Пока многие из нас не знают Церковь и смотрят на нее со стороны как иностранец.

Приехал, допустим, какой-нибудь голландец из своей прекрасной мельничной страны в холодную Россию, смотрит и думает, что они ходят в эту свою церковь постоянно? Что один раз нельзя сходить? Сходили один раз и хватит и дальше бизнесом занимайтесь.

А они ходят и ходят и все им мало и мало. Потому что они знают, что надо и еще надо.

Как писал один восточный поэт

Поцелуй любви желанный,
Он с водой соленой схож:
Тем сильнее жаждешь влаги,
Чем неистовее пьешь.

Поцелуй любимой жены, любимой девушки, возлюбленной, для восточного поэта эта ненасытимая вещь, пьешь и не можешь напиться.

Поцелуй любимого человека, смертного человека, несовершенного человека - ненасытим для влюбленного. А здесь речь идет о Господе, который бессмертный, святой, вечный, живой. Который ради нас стал человеком и потерпел за нас позорное страдание. Как этим можно насытиться?

Если бы я мог, я бы хотел здесь остаться, сказал один человек, когда шла Страстная пятница. Замри мгновенье - ты прекрасно. Пусть будет Великая пятница, я здесь останусь.

И нам мало и Богу мало. Он же не хочет, чтобы мы остановились. Он говорит идите дальше, там еще "много вкусного". И мы идем.

Если вы меня поняли, то я буду очень рад.

Любви и Мира, Братья и Сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на канал, чтобы увидеть больше!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц