Выдающемуся театральному режиссеру Анатолию Праудину исполнилось шестьдесят!
Ровно за неделю до юбилея, 15 апреля с.г. в Выставочном фойе театра «Балтийский Дом» открылась выставка «Тот самый Праудин». Театр сработал на опережение. Что ж, разумно. Похвально.
Актеры Экспериментальной сцены Анатолия Праудина «Балтийского дома» - персонажи праудинского спектакля «Школа» («девочка» в школьном форменном платье и пионерском галстуке, «мальчик» с комсомольским значком на лацкане опять же школьного костюма, разгильдяи и «металлисты») превратили вернисаж в некий – в хорошем смысле – балаган. Разыграли комедию, шутя представляя зрителям экспозицию, где нестандартно подан визуальный материал: фотографии спектаклей, поставленных Анатолием Праудиным в «Балтийском доме» в разные годы, а также элементы костюмов, декораций и эскизы художников Марта Китаева, Михаила Платонова, Софьи Азархи, Ксении Бурланковой. Художественное оформление выставки - Ксения Бурланкова.
По словам устроителей, экспозиция составлена таким образом, чтобы зрители, которые не знакомы с творчеством Праудина, получили полное представление о его работе в театре. А его поклонники смогут еще раз погрузиться в экспериментальное «праудинское» пространство.
Анатолий Аркадьевич тем временем скромненько сидел в сторонке, на низком подоконнике. Одет он был совсем не по-праздничному: походные брюки цвета хаки, джемпер, кроссовки. Отрешенность во взгляде. Казалось: вся эта история его не касалась. Будто бы не ему «школьники», сменяя друг друга у микрофона, перебивая друг друга, пели «дифирамбы».
«Есть человек, он зорок и отважен,
Он воплощенье светлого всего,
Мы вечно совершенствуемся, даже
Не называя имени его…»
И все же имя «его», этого человека, было названо, и в ответ на призывные аплодисменты Анатолий Аркадьевич подошел к микрофону, но сказал он всего-то три слова:
- Выставка открыта! Спасибо!
В скромности Праудину, как говорится, не откажешь…
А ведь этот человек, режиссер, с 1986 по 2021 год поставил более 70 спектаклей. Московским, самарским, саратовским, омским, екатеринбургским (называю города, в театрах которых Праудин работал), а тем более петербургским театралам не нужно объяснять, кто он такой. Честно говоря, не знаю, сделал ли Анатолий Аркадьевич что-то в кинематографе, на телевидении, а именно эти две визуальные средства определяют всенародную известность творческого человека, но в театральной России Анатолий Праудин – явление. Он – признают театроведы - один из самых интересных театральных сочинителей. Праудин владеет методологией, позволяющей результативно работать с актерами разных театров. Он - мастер парадоксального анализа драматургического материала; все, что он делает в театре - это осознанный Путь (с большой буквы), со своей этикой и эстетикой.
Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина открылась 4 ноября 1999 года под крышей театра «Балтийский дом».
Упомянув об этом, я, наверное, могу позволить себе привести цитату из моего давнишнего интервью с генеральным директором «Балтийского дома» Сергеем Шубом:
«Я всегда говорил, что это огромное здание не надышать одной труппе. Поэтому и появилось театры-сателлиты. У нас одно время работал театр Андрея Могучего, и Витя Крамер с театром «Фарсы» у нас работал, и Руслан Кудашов. Мы можем сказать с гордостью: «Балтийский дом» для названных театров и персон был стартовой площадкой. И сегодня у нас работают в статусе самостоятельных театров и Небольшой драматический театр Льва Эренбурга, и тот же Анатолий Праудин продолжает работать. Наши театральные пространства мы обживаем достаточно мощной творческой составляющей».
Анатолий Праудин в интервью Марине Дмитревской, театроведу, создателю Петербургского театрального журнала, говорил: «Компания Экспериментальной сцены - это ленинградская компания и компания Корогодского. Все мы работали с Шибановым, Ивановым, Соколовой. Соколова, Андрейчук, Елагин, Кабанов являются неоспоримыми основоположниками Экспериментальной сцены».
Тут, мне кажется, будет уместен фрагмент нашего с Ириной Соколовой интервью (2000 год).
- Ирина Леонидовна, вы уже не раз упомянули ТЮЗ. Вот и сейчас прозвучало имя его многолетнего художественного руководителя режиссера Зиновия Корогодского. А между тем, вы не так давно ушли из ТЮЗа. Но прежде сделали как бы пробные шаги.
- Первый шаг я сделала с... легкой руки Романа Виктюка. После последовали другие предложения. От Романа Мархолиа в Театр на Литейном, спектакль «Лавидж». От Саши Галибина в Пушкинский театр (предложение, сначала меня озадачившее) на роль невесты Агафьи Тихоновны в «Женитьбе» Гоголя. Есть у меня роль и в антрепризном театре имени Андрея Миронова. И наступил момент, когда пришлось делать выбор. И мы, несколько тюзовских актеров, оказались в Экспериментальной мастерской Анатолия Праудина. Моя первая встреча с ним произошла в теперь уже «покойном» «Бесе» на сцене родного ТЮЗа. Работа с Праудиным напомнила мне ТЮЗ времен Корогодского. Я почувствовала: мы говорим на одном языке. А этого актеру всегда так не хватает!
- Уходя из ТЮЗа, вы «резали по живому»?
- Да. Тяжело было решиться. И теперь скучаю. Но у Праудина интересно работать. Из-за интереса и ушла.
А теперь – театральная байка.
Примерно в то время, когда было опубликовано это интервью, одна питерская театралка сказала:
- Хотела бы я походить в театр, куда ушла Соколова.
Говорят, до сих пор и ходит, не пропускает ни одной премьеры, а некоторые спектакли Экспериментальной сцены смотрит не по одному разу.
Ненадолго вернемся на выставку «Тот самый Праудин».
В рифмованном актерском посвящении любимому режиссеру прозвучало: «Есть человек, он смотрит в наши души, / Мы все его рабочая родня. / Он с нами (буквально одно слово я, занимаясь фотосъемкой, не расслышал), в море, и на суше, / И в разработке завтрашнего дня».
Так вот, «в разработке завтрашнего дня» петербургского, российского театра, Анатолий Праудин, расширяет границы и горизонты Экспериментальной сцены. В 2019 году в «Балтийском доме» начал реализовывать проект «Экспериментальная сцена. Плюс», в котором принимают участие студенты Анатолия Аркадьевича – молодые, талантливые, открытые всему новому режиссеры.
Выставка работает до 10 мая. Спектакли Экспериментальной мастерской – в соответствии с репертуаром.
Владимир Желтов, благодарный зритель
Фото автора