Начнём с романтизма. С серии портретов пациентов клиники Сальпетриер кисти Теодора Жерико.
Вы видите одну из 10 написанных Жерико картин, изображающих разные виды помешательства. Вдохновило Теодора Жерико на создание этой серии картин знакомство с талантливым психиатром, главой французской клиники Сальпетриер Этьеном-Жаном Жорже, который специализировался на разного рода мономаниях. Это-игромания, теомания, клептомания и др.
Мы знаем, что клиники для душевнобольных, да и сама наука психиатрия появились сравнительно недавно. До этого не было никаких душевнобольных- были проклятые, одержимые дьяволом, бесноватые, юродивые, ведьмы и т.д. Эти люди сжигались на костре, либо изгонялись из городов и деревень. Позже, для людей с нежелательным поведением появились специальные заведения: Бедлам, Бисетр и, так нaзывемые, "общие гoспитали". Но пребывание в них для душевнобольных не являлось лечением- это была скорее изоляция сродни тюрьмам. Сам термин "психиатрия" был введён в начале 19 века. В это же время начало формироваться понимание того, что сумасшедшие это больные люди, которых надо лечить, а не подвергать пыткам.
Почему интерес к сумасшедшим возникает именно в эпоху романтизма? Романтизм, как и начало психиатрии, расположился в конце 18- первой половине 19 века. А главное, в эпоху романтизма, как писал Лионелло Вентури, "Дeйствительность бeз рaзграничeния прeкрасного и бeзобрaзного былa цeликом принята как мaтeриал для искусства, с ee бeсконечными измeнениями, с ee стрaстями и случaйностями...". Романтизм, в отличие от предшествовавшего ему рационализма эпохи просвещения, утвeрждaет культ природы, внутрeнней бeсконечности чувственной жизни человека, его естества и индивидуaльности. Романтизм облагораживает диалектику добра и зла, проявляет и эстетизирует свой интерес ко злу. Поэтому внимание романтиков к нетипичным состояниям психики было вполне закономерно.
Также в эпоху романтизма меняется и статус фигуры художника. Если в средневековье образ Христа бессознательно переносился на самого автора религиозного художественного произведения– он должен был быть не только мастеровитым художником, но и моральным примером, в эпоху Возрождения автор уже являлся частью светского общества, но в то время всё ещё работает формула "Гений и злодейство несовместимы". Художники романтизма формируют специфическую девиантную модель поведения. Художник уже ассоциируется не со святым, а скорее с демоном.
Демон поверженный- одна из последних работ Врубеля, вскоре после её завершения художник был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства в частную клинику. Болезнь прогрессировала и до конца жизни мучила художника. Также подлила масла в огонь и пресса. Когда стало известно о недуге известного уже тогда художника, журналисты не отказывали себе в желании сделать из этого сенсацию. Но в наши дни образом сумасшедшего художника уже мало, кого удивишь. Во-первых, понятно, что это своего рода "производственная травма". Художник работает в первую очередь душой, своими эмоциями, чувственным восприятием. И этот "аппарат" может изнашиваться быстрее, чем у обывателя. Во-вторых, большую работу в этом направлении провёл всеми любимый Ван Гог. Здесь я не буду останавливаться.
Если художник- сумасшедший, то сумасшедший- художник?
В 20 веке сумасшествие ещё ближе породнилось с искусством. Возникают такие движения как Дадаизм, где программным является уход от системы, будь то система буржуазных или общепринятых эстетических ценностей, будь то логика, рационализм или смысл... Художники начинают экспериментировать с собственным сознанием и подсознанием(см. Сюрреализм), обращаться к архаическим культурам(см. Кубизм), детским рисункам(Пауль Клее), творчеству умалишённых. Собираются коллекции подобного искусства. Так или иначе всё большую ценность в пространстве искусства начинают обретать люди с другой формой сознания. Это способствует формированию политкорректного сознания. Да есть другие люди, с совершенно другим мировосприятием, с другим сознанием и это ценно!
Ар-брют
В результате творческих поисков целого поколения художников формируется направление Ар-брют(грубое искусство). Его основателем является Жан Дюбюффе. Он создал большую коллекцию творчества умалишённых художников(картины, рисунки, скульптуры). Собственный авторский почерк он также соизмерял с форматом изображений творцов из специальных клиник. Направление представляет собой объединение работ как непрофессионалов(детей, сумасшедших, наивное искусство) так и профессионалов, которые рефлексируют на непрофессиональное искусство.
Брютисты боролись против академических канонов, общепринятых эстетических норм и правил, за свободу, спонтанность и искренность в искусстве. Академическое искусство представители ар-брюта считали маргинальным, а своё истинным. В работах они использовали неклассические, брутальные материалы: дерево, скорлупу орехов, ракушки, куски верёвок, древесную кору, краски смешанные с гипсом, песком, землёй и т.д.
Большую роль в демаргинализации творчества сумасшедших сыграли работы немецкого психиатра Хaнса Принцхорна «Художeственное творчество душевнобольных» (1920) и швeйцарского психотeрапевтa Вaльтера Мoргенталера «Душeвнобольной как худoжник» (1921).
Творчество душевнобольных превратилось в серьёзное движение в мировом художественном процессе и на сегодняшний день пользуется огромным спросом на арт-рынке.