Казалось бы, средневековая готика и горнозаводской Урал далеки друг от друга примерно так же, как Екатеринбург и Реймс. Собственно говоря, какое дело уральцам с их исторически сложившейся тягой к основательности и практичности до воздушности и вычурности готических форм? Однако, в столице Урала имеется здание, #архитектура которого напрямую отсылает нас к этому интересному и крайне необычному стилю. Речь идёт о знаменитом доме Севастьянова, без которого представить #город в наши дни, пожалуй, уже попросту невозможно.
На самом деле, дом Севастьянова и классическая западноевропейская #готика – вещи немного разного порядка. Хотя бы потому, что уральский особняк был построен в середине XIX века, а потому относится, всё же, к неоготике. Это архитектурное течение, вдобавок в своё время творчески преосмысленное под российские реалии, имеет мало общего с подлинным средневековым зодчеством. В нашей стране неоготика – скорее, некий синтез идей традиционного византийского стиля и московского барокко с элементами западноевропейской архитектурной традиции. На протяжении полутора веков мода на псевдоготику то, казалось бы, умирала навеки, то неожиданно возрождалась буквально из пепла. К ней возвращались всякий раз, когда в обществе усиливались "романтические" настроения – ностальгия по давно минувшим дням. Работавшие в этом направлении #архитекторы были на хорошем счету у Екатерины Великой и Николая I, а последний всплеск интереса к неоготике в России пришёлся уже на эпоху модерна.
Пожалуй, лучшие образцы неоготики были созданы в годы правления Николая I в его любимом Петергофе – достаточно вспомнить хотя бы здание вокзала на станции Новый Петергоф или капеллу в парке Александрия. До провинции, как водится, столичные веяния добирались с некоторым опозданием – дом Севастьянова, к примеру, украсил центр Екатеринбурга лишь в 1866 году. Разумеется, он появился не на пустом месте: первый каменный дом на углу бывших Главного проспекта и Тарасовской набережной (нынешние проспект Ленина и улица Горького) возвели ещё в 1817 году. Заказчиком был маркшейдер Иван Васильевич Полков. Дом маркшейдера был куда скромнее существующего ныне трёхэтажного особняка, но уже в то время имел весьма характерную и узнаваемую черту – угловую ротонду, которая сохранится в ходе всех последующих перестроек.
Усадьба в одном из старейших городских кварталов, который в народе называли "командирским" – за то, что в нём проживали преимущественно горные инженеры, тогдашняя элита уральского общества – была лакомым кусочком и удачным вложением средств, а потому дом маркшейдера впоследствии сменил немало владельцев. В 1860 году #особняк купил коллежский асессор Николай Иванович Севастьянов. Этот весьма одарённый человек был коренным уральцем. Он родился в Петропавловском заводе, а его отец по молодости работал на золотых приисках у Демидовых. Позднее он перебрался в Екатеринбург и дослужился до помощника управляющего Березовских золотых промыслов, получив дворянство. Николай Иванович Севастьянов не посрамил имя отца и тоже сделал весьма достойную карьеру. После окончания Екатеринбургского горного училища он поступил на службу в Уральское горное правление. Там исполнительного работника быстро приметили, и к тридцати годам Севастьянов дослужился до чиновника по особым поручениям, а чуть позже был назначен на должность смотрителя казённых металлических караванов Уральских заводов.
На этом ответственном посту Севастьянов отвечал за доставку продукции с заводов Урала в центральную часть России. Должность эта считалась в то время крайне престижной и сулила немалые выгоды, в том числе и материальные. Севастьянов быстро сколотил неплохой капитал и уже в 1858 году вышел в отставку, хотя ему было всего сорок лет. После этого он посвятил себя предпринимательству. Сначала вместе с отставным чиновником Николаем Ильиным он учредил пароходную компанию "Ильин и Севастьянов", занимавшуюся пассажирскими перевозками. Дальше – больше. Золотые прииски в Чердынском и Кунгурском уездах, Надеждинская мануфактура по производству сукна, ваты и пряжи, пивоваренный завод в Красноуфимском уезде, Екатеринбургский водочный завод – вот лишь неполный перечень активов Севастьянова, бизнес которого явно пошёл в гору.
Для перестройки приобретенного особняка в самом центре Екатеринбурга богатый предприниматель нанял архитектора Александра Ивановича Падучева – талантливого ученика знаменитого Михаила Павловича Малахова, под руководством которого на Урале были созданы замечательные #памятники архитектуры, дошедшие до наших дней – к примеру, очень красивая Знаменская церковь в селе Воскресенское, ограда вокруг комплекса Екатеринбургского монетного двора или окутанная тайнами усадьба Харитоновых-Расторгуевых. Падучев постарался на славу: всего за три года он полностью перестроил особняк, создав настоящий #шедевр архитектуры. Отличительной чертой здания стал сложный #декор из готических форм и барочных элементов. До этого на Урале неоготика была в принципе неизвестна – неудивительно, что новый особняк произвёл неизгладимое впечатление на современников. Остался доволен и заказчик. Николай Иванович гордился своим домом, считая его самым красивым на Урале – и был, в сущности, прав. По легенде, в часы досуга Севастьянов любил сидеть на скамеечке где-нибудь неподалёку от своего дворца, время от времени лукаво спрашивая у случайных прохожих: "А вы случайно не знаете, чей это дом?".
В 1880 году Севастьянов решил перебраться в столицу, а #дом продал казне. В роскошном особняке решили разместить Окружной суд, благо в просторных интерьерах нашлось место и для зала судебных заседаний, и для прочих сопутствующих служб и чиновников. В 1914 году был составлен проект расширения здания суда – к его торцам планировали пристроить дополнительные залы. Но грянула Первая мировая война, и всем стало как-то не до этого. В итоге успели построить только одно крыло, выходящее на Главный проспект, да ещё разместить на фасаде ротонды надпись "Окружный судъ". В 1917 году суд разгромили и разграбили солдаты восставшего Ачинского пехотного полка – так начиналась Гражданская война. После её окончания в доме разместился Уральский комиссариат труда, постепенно превратившийся в Областной совет профсоюзов. На фасаде ротонды появилась надпись "Дом профсоюзов", а на крыше особняка – бравые лозунги "Слава рабочему классу!" и "Выполним пятилетку досрочно!".
Тяжелее всего дому Севастьянова пришлось в лихие 90-е, когда забыли и про пятилетки, и про рабочий класс, и уж тем более про какие-то там профсоюзы. Здание тут же оккупировали офисы многочисленных фирм-однодневок, которые с энтузиазмом уродовали ещё частично сохранившиеся исторические интерьеры особняка в ходе самовольных перепланировок. Дом Севастьянова медленно приходил в аварийное состояние, потому что тратить деньги на его содержание никто, конечно же, не собирался – надо было делать деньги, а не беспокоиться об историческом наследии. Власти обратили внимание на плачевное состояние особняка лишь перед саммитом Шанхайской организации содружества, который проходил в Екатеринбурге в 2009 году. В реконструкцию здания единовременно вложили более миллиарда рублей. Эксперты постарались максимально точно воссоздать особняк в том виде, в котором его видел сам Севастьянов 150 лет назад: восстановили исторические цвета фасада, воссоздали по сохранившимся изображениям и свидетельствам утраченные ранее интерьеры – плитку, паркет, ковры, люстры, лепнину и даже деревянную мебель ручной работы. Получившийся #дворец окружили чугунным забором и сделали частью резиденции губернатора Свердловской области. Ныне в доме Севастьянова проходят различные торжественные мероприятия с участием первых лиц государства, его использует в качестве своей официальной резиденции Президент Российской Федерации во время кратковременных визитов на Урал.
На страницах этого канала мне уже не раз приходилось рассказывать вам о необычных зданиях и сооружениях, которые формируют облик столицы Урала в наши дни. Не так давно я писал о знаменитой Белой башне – прекрасном образце советского конструктивизма, который стал настоящим символом Уралмаша и первых пятилеток. Ещё одной башни Екатеринбург недавно лишился. Речь, конечно же, идёт о недостроенной Свердловской телебашне высотой 370 метров – своеобразном месте паломничества местных руферов и бейсджамперов, которую снесли в марте 2018 года. Впрочем, интересные образцы архитектуры город в последнее время не только теряет, но и обретает – к примеру, несколько лет назад в Екатеринбурге открылся исторический парк "Россия – моя история", специально для которого было построено необычное здание в лучших традициях современной архитектуры.