Следом за Рудольфом Лабаном продолжил изучение трансформации языка танца Уильям Форсайт, которого сейчас называют «самым интеллектуальным хореографом планеты». В его работе, «паузы в движениях» составляют основу формы, что делает невидимость ощутимой. Поэтому исследования Форсайта – это вопросы, которые до сих пор остаются без ответа. Уильям Форсайт предоставляет зрителю возможность увидеть то, что он не ждет, он «расчленяет» единство движения, и это вводит зрителя в заблуждение. Он разрывает этим традиционное пространство сцены, к которому зритель привык, он отбирает у пространства последнюю, знакомую для аудитории форму, чтобы предложить новую.
Отличительной особенностью в его исследованиях является изучение формы «расчленения» движения и «моменты невидимости», которые являются соединениями движений. Но при этом не имеется никакой подсказки для обнаружения зрителем любой из этих форм. Звучит конечно сложно, но и сам Уильям Форсайт есть очень «сложный» хореограф-исследователь, сложнее я еще не встречала, и здесь трудно сделать редукцию и упростить материал для понимания его главной концепции.
Уильям Форсайт решил изменить систему Лабана следующим образом: у Лабана был один центр тела, Форсайт пытается продемонстрировать, что центров может быть несколько, назначая центры бесконечно по всему корпусу тела. Форсайт выдвигает идею – вокруг тела человека существует целое множество kinespheres одновременно. И при этом, по его теории, пространство каждой кинесферы во время движения полностью «складывается» и «расширяется». То есть существует бесконечность появления вращающихся осей, которые могут иметь центры в разных частях тела: в щиколотке правой ноги, в районе левого уха, правого локтя и тп. В связи с этим, в системе Форсайта любая точка, или линия в корпусе, или в пространстве может стать центром самостоятельной кинесферы. Подобная модель может быть порождена в любой точке внутри или вне ее, которая заполнена бесконечным количеством точек, появляющихся одновременно во множестве точек тела танцора.
Модель Лабана безусловно доказала свое право на существование и это интересно в смысле большого множества возможностей в движении человеческого корпуса. Но Лабан никогда не рассматривал свою модель как источник дестабилизации движения. Он рассматривает создание движения только в рамках границ равновесия. Представляя архитектуру движения можно пренебречь законами баланса. Он считал, что так могут существовать движения только на уровне идеи, а на практике смысл баланса будет всегда оставаться с нами, даже в наиболее фантастических уходах от действительности.
Форсайт искал исключения для супер-кинесферы, то есть моменты, когда наступает предел равновесия и «падение» неизбежно. Он предлагает падение, для того, чтобы подчеркнуть баланс как неотъемлемую часть процесса движения.
Задача звучит примерно так: «Вы гуляете… и вы, падаете. С каждым шагом... вы падаете. Вы начинаете падать и затем подхватываете себя. И так много раз… вы падаете... и затем ловите себя. Вы производите падение и остановку падения тела. И это происходит так, как будто, в одно и тоже время вы идете и падаете…»
Во всей хореографии Форсайта, двойное состояние несбалансированности – это состояние тела, которое появляется от бесконечных действий, которые разрушают исторически установленные телесные формы. Это выражается в том, как с помощью почти медитативного действия находятся те точки, где баланс потерян, и начинается падение. Это состояние выявляет момент процесса исчезновения, и таким образом, танец выдвигает на первый план непрерывные исчезающие моменты движения.
Таким образом, танец в спектаклях Уильяма Форсайта не является выражением чувств или способом мимического описания событий. Он посвящен самому себе и процессам собственной трансформации, которые определить столь же сложно, как и сам танец.
Несмотря на неповторимость стиля Форсайта, его танцоры не оказываются подавленными танцем. Повторные просмотры балетов свидетельствуют о непрерывных импровизациях внутри общей структуры спектакля, что является сознательной политикой этого хореографа. Форсайт неоднократно говорил о своем желании обеспечить танцовщиков такой средой, в которой они могли бы найти свой собственный стиль, то есть создать хореографию, которая бы способствовала желанию танцевать, а не повторять зафиксированные «па». Эта концепция импровизации отнюдь не включает в себя понятие иллюзорной свободы или анархического своеволия. Она предполагает высочайший профессиональный уровень, при котором танцовщики в состоянии полагаться на собственную способность воспроизвести необходимые движения в рамках предлагаемого контекста.
По словам Форсайта, определенные области танца требуют достижения состояния транса – и танцор не сможет их достичь, без трансового состояния. Для стремящегося, увлеченного человека трансовые состояния открывают редкие эстетические качества. «И это – говорит Уильям, – привилегия: быть причастным к этому состоянию. Исполнители танцуют в экстатическом состоянии, что ни хорошо и ни плохо. Это реакция – как психологическая, так и биологическая – одновременно, и она защищает их. Когда люди достигают этого состояния, они могут в движении делать очень опасные вещи, не получая травмы».
Уильям Форсайт, которого называют самым «современным и интеллектуальным хореографом на земном шаре», объясняет природу зарождения каждого даже самого мельчайшего движения в техниках современного танца таким образом: «…Хореография – это язык. Она похожа на алфавит и вам нет необходимости проговаривать по буквам слова, которые вы уже знаете. Значение языка определяется контекстом, в котором он появляется. Самое важное то, как вы говорите на этом языке, а не то, что вы говорите. Это не похоже на представление об импровизации, как об иллюзорной свободе, или анархическому «все-позволено». Это особое, хорошо подготовленное состояние, в котором танцоры готовы доверять своей способности находить движения, соответствующие им самим и контексту, в котором находятся. Более чем физическая составляющая, это интеллектуальная составляющая, которая требует сохранять внимание к большому количеству постоянно меняющейся информации. И при этом стараться максимально избегать привычных движений и штампов».
Продолжение в следующей публикации...
Данная статья фрагмент из моей книги «Точка Навигации» Техника Импровизации в современном танце. Подробнее о технике и книге можно прочитать на моем сайте
Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии, следите за свежими выпусками моего канала «Dance-Lab. Хореограф»