Село, к которое мы переехали, умирающее. Жителей не более 50 человек. Наше появление здесь для многих - повод пообщаться с новыми людьми. Жители с воодушевлением рассказывают о прежней славной жизни села, о взаимоотношениях жителей. И знаете о чем мы городские жители никогда не слышали?
Было такой вид деятельность как "помощь", ее делали. Выражение звучало так:
Надо было человеку дом строить, решил он сделать помощь.
Как это?
Человек созывал односельчан, например, на строительство своего дома, делалось это безвозмездно. Люди приходили со своим инструментом, весело с шутками, "вместе-дружно" одолевали тяжелую работу, а заканчивалось все угощением - чистый праздник для всех участников, в особенности для молодежи.
Так мне понравился этот мудрый обычай, что решила о нем узнать побольше.
Явление это было не только в нашем селе. Это широко распространенный обычай:
Самым распространенным из названий помощи является пóмочь (пóмочи – мн. число). Так говорят на большей части территории центра европейской части России.
На западе, в псковских, смоленских, брянских, курских говорах, такой обычай именуется толокóй, причем ударение может быть на разных слогах: чаще толокá, реже – толóка, тóлока.
Обряд сохраняется и в южнорусских диалектах: "Хату строим толокой, усе суседи помогають." Подобные названия широко распространены и в других славянских языках: белорусском талакá, украинском толокá, болгарском тлакá, сербохорватском тлáка, словенском tlaka, польском tloka.
И.А. БУКРИНСКАЯ, О.Е. КАРМАКОВА, г. Москва
Помощь делали там, где одному не справиться, или там, где время поджимало, и надо было сделать все одним днем: «об один день». Человек, который просил односельчан о помощи, сам был готов участвовать, когда просили другие. Каждый житель почитал своим долгом принять участие в помочи.
Еще один интересный факт - делать помощь разрешалось даже в церковные праздники:
Прежде всего хозяин или хозяйка заранее приглашают людей на помощь, обходя каждый дом; в назначенный день утром все собираются вместе, распределяют обязанности, потом следует непосредственно работа, а завершает все веселое гулянье. Как видим, это не обычная работа, а труд для другого, в пользу кого-то, остро нуждающегося в помощи. Именно поэтому ее было разрешено проводить в те дни, когда по церковным и мирским правилам работать запрещалось.
И.А. БУКРИНСКАЯ, О.Е. КАРМАКОВА, г. Москва
К сожалению, это явление исчезает. Отчасти от того, что в селе не осталось молодежи, отчасти от того, что люди стали обособленными. Нет уже той сплоченности. Хотя... Прошлым летом селяне всем миром огораживали и расчищали от мусора кладбище, пришли даже те, кто уехал из села в город. Не знаю, понимали ли они, что делают помочи.
Если вы бываете или живете в деревне, существовал ли такой обычай в вашей деревне?