Популярным стало обсуждение инициатива по поводу сокращения контрольных работ, но сохранение непонятной ВПР: то ли она диагностическая, то ли просто мониторинговая, то ли она проверочная, то ли она нужна для учителей, то ли для школ, то ли для министерских методических рекомендаций школам, то ли родителям. По логике: когда высказывание (ВПР) определено множеством противоречивых условий, то это высказывание является ложным. С точки зрения управление, то ВПР является не нужной.
Я недавно писал, что часто на уроках математики провожу проверочные работы, причем они пишутся по старым темам с целью формирования умений и навыков выполнения относительно простых задач, где важнейшим фактором является время. Некоторые ученики, заходя в класс перед уроком и видя бланки заданий, иногда восклицают: опять "контроша"! Другие поправляют: проверочная работа, а не "контроша"!
Своим ученикам я постоянно говорю, что в школу они приходят не знаниями, а за получением множества различных умений, чтобы стать умнее. В подавляющем количестве школьных знаний нет никакой практической пользы для подавляющего большинства учеников. Вот вы, взрослые, ответьте: многим ли из вас лично сейчас нужны: производные, арксинусы, интегралы? Именно вам, а не для консультации или обучения ваших детей? Лично мне - эти знания абсолютно не нужны, если только не для обучения учеников, "я же учитель математики"!
Педагогический процесс обучения можно разложить на простые составляющие: получение знаний по определенной теме - развитие умений (контроль этого развития) - формирование навыков (контроль этого развития). Контроль знаний основан на методе оценивания путем выставления оценки в соответствии тематическим требования развития умений и формирования знаний. В школьной педагогике имеется специальное сокращение ЗУН - знания, умения, навыков, что означает полученные в школе знания учеников должны превратиться в идеале сформированные навыки. Для трансформации знаний в навыки необходимо многократное повторение действий по использованию знаний. Лет тридцать назад, занимаясь проблемой развития интеллекта, я провел исследования, в результате которых я выяснил, что для среднего уровня интеллекта (95-105 пунктов) требуется до 25 повторений ограниченной в объеме информации за определенный период (день) (или иначе формирование активной области в коре головного мозга, в которой будет сохраняться в памяти человека данная информация с дальнейшим периодическим возбуждением этой области). Поясню подробнее. Сколько раз ученику со средними познавательными способностями (средним уровнем интеллекта) нужно прочитать стихотворение объемом в несколько страниц, чтобы его выучить? Сколько нужно такому ученику выполнить упражнений по русскому языку или задач математике, физике, химии и так далее, чтобы у него было сформировано умения их выполнять? Я получил результаты и после провел эксперименты на основе многократного повторения с целью формирования у учеников умений. Результат был просто блестящий, но тогда для учеников 2 класса. Мой профессор захотел, чтобы я это оформил в виде кандидатской диссертации. Но у меня возникли сложности в жизни по семейным обстоятельства, что я просто отказался, передав свои исследования как профессору, так и его ученикам (которые защитили не только кандидатские, но и докторские), с которыми я был даже дружен. В советское время и по молодости как то не думал, что это может основой моей карьеры. Но вот такой я человек...
Вроде бы все просто. Но тут есть весьма важный аспект. Мотивация учеников. Это проблема современной школы, как впрочем и во все времена. Но мой подход частого проведения проверочных (я же иногда называю их "тренировочными") работ ведет к улучшению результатов учеников. Ученик маленькими шажками становится умнее, так как у него формируются понимание, развиваются умения. Он это видит и чувствует. И после длительного получения двоек у него появляются тройки. Это же достижение, пусть первый, но все же значительный шаг! Недавно сравнивал однотипные работы слабых учеников на полгода. В задании давалось 10 примеров по определенной теме. Полгода назад слабейшие ученики не смогли выполнить ни одного задания, теперь до 5 заданий правильно, подучая свою честно заработанную 3 с минусом (в журнале выставляю просто 3). Значит, ученик чувствует, что он может, причем не хуже других. И ему неохота быть тормозом, неохота быть хуже. Он втягивается потихоньку, а это и есть формирование мотивации.
Предметные школьные контрольные работы показывают учителям по каким заданиям стоит акцентировать свое внимание с целью формирования у учеников умений по их выполнению. В математике существует логика развития тем: что-то ученик пропустил, то тогда такое качество знаний не позволяет сформироваться соответствующим умениям. Очень редко бывает, что класс на уроке находится в полном составе. И на контрольных работах это аукается в виде плохих оценках. Некоторые ученики и их родители находятся в некоторой странной убежденности, что раз ученика не было, то учителю нельзя требовать. А электронные журналы, в котором я пишу все номера заданий урока в этот день, которые нужно выполнить. А зачем выдаются бесплатно учебники, в которых есть объяснения тем, решение задач и примеров? Я понимаю, что существуют ситуации, при которых ребенок физически не мог самостоятельно заниматься. Это я учитываю. Но это же означает, что данную тему ученик не знает и" соответственно, получает плохую оценку, которую он выправит в дальнейшем путем получения лучших оценок. Оценка в журнале сигнализирует учителю, что у данного ученика есть проблема, которую он должен решить, прежде всего, полагаясь на свое трудолюбие, а не лень. Приходил, как то мне в том году один родитель, заявивший мне, что он не должен учить ребенка. Я согласился: да, не должны, для этого есть сам ребенок и учитель. А вот контролировать домашний учебный процесс обязаны! Вы проконтролировали: каким образом ваш ребенок выполнил домашнее задание, имея на руках телефон с доступом к интернету? Ах, вы только спросили? Ваш же ребенок никогда вам не врет?! Пригласил ребенка сего родителя, потребовал показать тетрадь папе, который через 10 секунд стал пунцовым, зло поглядывая на своего сыночка. Быстро извинившись, он ушел с обращением к сыну: дома поговорим! Сын же на уроке вел себя тихо и писал в тетради, как никогда до этого. Теперь мне достаточно одного несколько секундного взгляда, чтобы ученик не отвлекался и продолжил заниматься. В 4 классе по математике ученик имел 5, в начале 5 класса 3, теперь заканчивает 6 класс и оценка между 4 и 5. И таких фактов у меня много.
Я родителей спрашиваю: вы хотите просто оценку или чтобы ваш ребенок был умным? Выбирают последнее, так как у умного с оценками по мимо ума - все в порядке. Вы можете представить агронома, который не будет ежедневно контролировать состояние растений на полях? И учителю также, чтобы ученик вырос многосторонне развитой личностью, также постоянно нужно контролировать ученика, как и его родителям.
Домашние задания - это задания, которые нужны ученику для формирования у него соответствующих умений и навыков. Прежде всего, ученику, а не учителю. Оценивать выполненные домашние задания учеником это просто глупо. Учителю, тем не менее, приходится контролировать их выполнение, так как зачастую это не делают родители ученика. Самой лучшей проверкой является вызов ученика к доске с требованием выполнить какую-нибудь маленькую часть домашней работы. Я иногда просто в воспитательных целях прошу поднять руку тем, кто не выполнил домашнюю работу. Пересчитываю их и запоминаю учеников. А потом неожиданно проверяю честность учеников. И лгунов вызываю к доске по 4 человека (конвейером) для решения домашнего задания. Не выполнил - садись 2. И стоит в журнале куча двоек, причем выставленных законно, обоснованно. И никому никакие поблажки не делаются. И как нужно теперь учиться ученикам, чтобы довести средний балл до приемлемой оценки. Вот вам еще мотивация.
Хотя есть у меня дети с определёнными проблемами, о которых я знаю как психолог. Им, в основном, наплевать на оценки. Но зная меня, к моим заявлениям: оставить их на второй год, относятся с осторожностью. Если ребенок не в состоянии освоить школьную математику, то тем более не освоит программу алгебры и геометрии. А значит, я как учитель предметник имею полное право не аттестовать данных учеников по своему профилирующему предмету. На данном периоде я делаю со своей стороны все необходимые действия. Классные руководители и администрация не реагировали должным образом на мои докладные записки, так пусть в следующем году на себя и пеняют, объясняя почему они не выполнили свои должностные обязанности. Я свои выполняю больше, чем на 100%.
И в завершении. Контроль за знаниями, умениями и навыками учеников должен быть!
Пишите свои мысли по этому поводу. И не забывайте поставить лайк.
Подпись отец, дед, учитель.