Найти тему
Папа в море

Штурман, механик или электромеханик. Расскажу, в какой должности сложнее работать на судне

Оглавление

Кто круче? Штурман или механик?

Между штурманами и механиками испокон веков идут споры, у кого сложнее работа, физически или морально, кто несет большую ответственность и вообще кто из них круче! Постараюсь охватить все нюансы нашего нелегкого дела.

Я думаю, стоит начать с того, почему же некоторые курсанты, мечтали стать штурманами, а в итоге стали механиками. Главный момент в этом вопросе, это здоровье. Если у вас "хромает" зрение, даже на один глаз - не единица, то пройти медкомиссию перед поступлением на судоводительский факультет будет практически невозможно. Не учитываем тех, кто поступал по связям и за деньги, таких тоже хватает. Есть конечно вариант выучить третью строчку снизу из таблицы Сивцева (применяется для проверки остроты зрения), она соответствует остроте зрения "1". Так и сделал мой будущий одногруппник, у него оба глаза 0.8. Парень успешно закончил Новороссийскую мореходку и сейчас работает старпомом. Но такие случаи единичны и не все так находчивы в 17 лет) Обычно те, кто не прошел по зрению, успешно поступают на механиков и вообще об этом не жалеют.

С главным критерием - острота зрения, мы разобрались, что дальше?

А дальше, на кого сложнее выучиться в той самой мореходке. От некоторых курсантов судомеханического факультета, я слышал о том, что они выбрали "путь механика" только из-за того, что меньше риск отчисления и его легче окончить. На механика выучиться проще, чем на штурмана. Не могу утверждать, но такое мнение бытует.

На мой взгляд, этот стереотип сложился в Новороссийской мореходке из-за того, что на судоводительском факультете в то время бушевали два преподавателя по Навигации (главный предмет штурмана) Мамаев К.П. и Иванов (к сожалению не помню инициалы). Около половины судоводов не оканчивали "Вышку" во время их правления на кафедре Навигации.

Я лично проходил этих двух преподавателей и ничего прям уж страшного не заметил. Да Иванова удалось сдать только со второго раза, в первый - ему не понравилась моя прокладка на карте. А если точнее, он просто приложил свою кальку с верной прокладкой вверх ногами на карту...ему сложно было что-либо объяснить и он импульсивно отправил меня за дверь;-) А о Константине Петровиче Мамаеве остались только положительные впечатления, преподаватель с Большой буквы! Он настолько четко доносит новую информации, что тебе, как курсанту, не приходится переспрашивать, очень ценная черта, я считаю!

В общем стереотип довольно спорный и мнение о преподавателях тоже. У механиков тоже хватает своих предметов и лютых преподов, ни одну из специальностей нельзя назвать "проходной"!

Идем дальше. Кем же все-таки сложнее работать?

Об этом можно спорить до бесконечности, критериев для оценки может быть великое множество.

  • Ответственность. Если сравнивать должности штурмана и механика, равнозначные по зарплате, то здесь картина примерно такая: 4 механик - 3 помощник, 3 механик - 2 помощник, думаю здесь ответственность равнозначная. Что касается Старпома и 2-го механика, здесь уже ответственность совсем другого уровня! Но пожалуй именно на Старпома "повесили" немного больше, чем на 2-го механика, а зарплата та же. Спорно? Пишите в комментариях почему.
    Капитан и Стармех. Здесь размеры ответственности сравнивать смысла нет, да, у Стармеха она огромная, но Капитан несет ответственность за всё и за всех!
  • Моральное напряжение и физическая усталость. Работы хватает и у тех и у других, но она кардинально разная. Представим себе такую картину: за бортом +40 С, на мостике +20 С (благодаря 2-му механику и отлаженной работе кондёра), а в машине: + 50 С и работу никто не отменял! Штурман на мостике работает в комфортной температуре, а механик - пашет в и без того жарком машинном отделении! Это одна сторона медали. Вторая - грузовые операции! 2-й и 3-й помощники стоят вахты 6х6, а старпом чуть ли не сутками может находиться в ПУГО. Механикам на стоянках попроще, вахта 4х8, если еще и погрузка, так вообще лафа.
Примеров хватает, как в одну сторону, так и в другую

Подытожим сказанное. Среди младших офицеров нагрузки примерно одинаковые и до Старпома не нужно и открывать этот спор. Начиная со Старпома, нагрузки и ответственность начинают возрастать в пользу все-таки штурманов! Но несмотря на это, сама специфика работы у штурмана более благоприятная. В подобных дискуссиях у меня есть железный аргумент, который никто еще не опроверг. А впервые услышал я его от опытного и грамотного Стармеха, с которым отработал 5 контрактов!

Грязного механика, который раздраженно бросает промасленную ветошь со словами: " Ну, почему я не штурман!" - можно увидеть в каждом рейсе. А вот штурмана, даже вымотанного выгрузкой, документами или СИГовкой Старпома, кидающего кружку с кофе со словами: "Ну, почему я не механик!", не видел еще ни разу!

А что по поводу электромеханика?

Работа электромеха бывает очень разной. На одном судне он ходит и лампочки меняет (грубо говоря), а на другом - пашет похлеще старпома и 2-го механика! Основной недостаток и одновременно преимущество его специальности в том, что на судне он один такой! По многим вопросам ждать помощи не от кого, надейся на себя и разбирайся сам, но и спрос начальства минимальный, в электрической части остальные мало, что понимают)) Ну и конечно - зарплата. Это единственная должность на судне, зарплаты в которой стартуют от 5 тысяч долларов. Да на максималках зарплата выходит меньше, чем у 2-го меха, но на старте больше, чем у начинающих штурманов и механиков.

А как думаете Вы? И куда бы вы отдали своего сына, на судоводительский или судомеханический факультет?!

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓