МиГ-21 - бомбардировщик? Да! И гораздо чаще, чем можно подумать. Несколько необычных фактов из истории легендарной машины. Несмотря на то что вроде бы в названии МиГ-21 есть слово "истребитель", первый в мире сверхзвуковой самолет так и называется бомбардировщик. Дело в том, что даже на собственных двигателях "двадцать первый" не должен был лететь слишком высоко. Характеристики его тяги не позволяли набирать эту высоту - разрыв между верхними и нижними слоями атмосферы составлял в среднем 220 км (а то и 300 км), и самолет просто разваливался на куски, по большей части отделяя хвост от фюзеляжа. А максимальная скорость полета должна была составлять всего-то 460 км/ч. О том, чтобы совершить серию таких полетов, не могло быть и речи, тем более что пилотировать его в одиночку было просто не с руки - это не более чем в два раза увеличенная версия бомбардировщика Су-7, достаточно примитивного, к тому же сильно перегруженного. Все дело в том что пилоты "двадцатого" не имели никакой квалификации для этих полетов. Их обучали управлять МиГ-15, который был своеобразным "механическим" бомбардировщиком, но уж никак не настоящим. Поэтому необходимость срочно обучать летчиков всем тонкостям пилотирования отечественных бомбардировщиков (а последние не имели ничего общего с самолетами вертикального взлета - "летающими тарелками") и стала отправной точкой для создания первого советского сверхзвукового самолета.
МиГов, взлетевших с французского авианосца "Игл", уже ничто не напоминало - ничего общего они не имели ни с обычными бомбардировщиками, ни с истребителями. Вместо бомболюков были установлены сверхзвуковые крылатые ракеты, в которых должна была храниться требующая охлаждения жидкость для ракетных двигателей, а вместо кресел второго пилота - обычные реактивные турели, облегчающие руление, взлет и посадку.
И все-таки до нас дошли подлинные архивные данные: проект "два плюс" начал разрабатываться в декабре 1972 года, а на вооружение, по некоторым сведениям, Су-25 мог поступить уже в начале 1983-го. Тогда "два минус" получился чуть ли не самым выдающимся самолетом за всю историю мировой авиации, а для специалистов это был, возможно, даже поворотный пункт. В том же году был сооружен первый испытательный стенд в пустыне Каракумы, что для испытаний сверхзвуковых машин с обычной взлетной массой было не только абсолютно недопустимо, но и представлялось неслыханной дерзостью