Леонид Шебаршин ушел в отставку еще в сентябре 1991 года. С этого момента он посвятил свою жизнь писательскому делу. Шебаршин особенно дорожил своей первой книгой, изданной после путча, считал ее наиболее объективной. Возможно, Леонид Владимирович поведал бы миру еще немало интересного, но весной 2012 года он свел счеты с жизнью.
Из МИДа в КГБ
Леонид Владимирович Шебаршин появился на свет в 1935 году в Москве. Школу окончил уже после войны, и в 1952 году серебряный медалист поступил без экзаменов в Институт Востоковедения. Правда, как пишет Евгений Стригин в издании «КГБ был, есть и будет», впоследствии ВУЗ упразднили, и Шебаршин перешел в МГИМО. Новоиспеченного выпускника приняли на работу в МИД и отправили в Пакистан до 1962 года. Несмотря на то, что его карьера в министерстве иностранных дел складывалась вполне успешно, работа казалась Шебаршину скучной, а потому неудивительно, что он с радостью принял поступившее приглашение перейти в КГБ.
После того, как Шебаршин прошел подготовку в разведывательной школе, он был вновь направлен на службу в Пакистан. Впоследствии, как утверждает Леонид Млечин, автор книги «История внешней разведки. Карьеры и судьбы», Леонид Владимирович работал в Индии и Иране. Когда Шебаршин служил в столице Ирана, его судьбу чуть не сломал сотрудник резидентуры Владимир Кузичкин, сотрудничавший с британской разведкой. Леониду Владимировичу удалось избежать сурового наказания, но в СССР он вернулся на довольно скромную должность заместителя начальника отдела в управление «Р», занимавшееся выявлением ошибок при проведении операций. Там служили в основном проштрафившиеся оперативники.
Карьера в разведке и ее вершина
Поэтому, когда в 1983 году начальник информационной службы первого главного управления Николай Леонов пригласил Леонида Шебаршина к себе, тот с удовольствием согласился. Работал Шебаршин вместе с Владимиром Крючковым, который сразу обратил внимание на талантливого сотрудника. Неудивительно, что в 1987 году Шебаршин стал замом Крючкова. Спустя несколько месяцев Крючков был повышен до председателя КГБ. В связи с тем, что Горбачев желал видеть на важных постах сравнительно молодых людей, в январе 1989 года, как пишет в своей книге «Последняя битва «холодной войны»» Игорь Коваль, Леонид Владимирович был назначен руководителем внешней разведки страны.
Как известно, спустя 2 года случился Августовский путч. Однако в этих событиях Леонид Шебаршин не принимал никакого участия. Пресса утверждала, что Шебаршин в эти дни «демонстративно» играл в теннис. Впрочем, сам Леонид Владимирович в своих мемуарах «Рука Москвы» этот факт и не отрицал. «Шеф бегает по корту, значит, нос вешать нет причины» — оправдывал он свою «демонстративность». Уже после ареста Крючкова Шебаршин возглавил КГБ, но только на одни сутки. После назначения на это место Бакатина Леонид Владимирович сам подал заявление об отставке.
Жизнь и смерть после отставки
Покинув пост, Леонид Шебаршин, будучи одним из самых осведомленных руководителей КГБ, фактически остался не у дел. Его знания и услуги стали никому не нужны. Поэтому Шебаршин решил посвятить свою дальнейшую жизнь литературному творчеству. Тогда же он написал свою первую книгу «Рука Москвы. Записки начальника советской разведки».
Незадолго до своей смерти Шебаршин признавался в том, что остался при своем мнении по поводу людей и событий, которые были приведены в этом издании. Что касается кончины Шебаршина, то, как отмечает в своей книге «Начальники советской внешней разведки» Владимир Антонов, она вызвала множество слухов в российском обществе. И не зря: в конце марта 2012 года Леонид Владимирович покончил с собой.
Как утверждает писатель Андрей Ветер в своих мемуарах «Между тишиной и шумом», тогда в СМИ появилась информация о том, что за день до смерти Шебаршин записал в своем дневнике: «Отказал левый глаз», а чуть позже: «Полностью ослеп». Бывший глава КГБ действительно был серьезно болен и действительно лишился зрения. Однако, как указано в книге Валерия Поволяева «Тайны Конторы», Шебаршин был крайне волевым человеком. К тому же он был верующим, а, как известно, самоубийство считается тяжким грехом. Впрочем, Николай Зенькович, автор издания «Как Ельцин преемника выбирал», предполагает, что Шебаршин мог решиться на столь отчаянный шаг для того, чтобы не быть обузой для родственников. Последнюю запись в дневник Леонид Владимирович уже занес простым карандашом: «Дежурный по СВР» и номер телефона.