С самого начала Первой мировой войны контрразведка Австро-Венгрии столкнулась с проблемой, что коммерсанты (по современному бизнесмены) зачастую не имеют ни малейшего представления о чем можно сообщать широкой публике, а о чем нельзя.
Так, в первые же месяцы войны Экспортный отдел Венской торговой палаты опубликовал в «Венской газете» адреса, заслуживающих доверия посредников в торговле из нейтральных стран. После этого вражеским разведывательным структурам осталось лишь взять под контроль этих посредников или внедрить к ним своих агентов и получать информацию, что интересует Австро-Венгрию в вопросах импортного снабжения.
Венское техническое бюро Юлиус Обергоф отослала в Швейцарию в Цюрих для своих торговых партнеров свои отзывы на производимую заводами Австро-Венгерской империи продукцию. В список этих заводов вошли почти все заводы империи, которые работали на оборону, в том числе новые заводы, о существовании которых странам Антанты известно не было.
Не намного лучше была ситуация с охраной промышленных секретов и в государствах Антанты.
Так сотрудники отдела «Внутренней разведки» Австро-Венгрии, занимавшейся выявлением возможностей военной промышленности государств Антанты, обнаружили, что одна крупная австрийская фирма имеет свое представительство в Париже. Доложили начальнику отдела Прейслеру. Того заинтересовала открывающаяся возможность использовать это представительство в разведывательных целях. Однако встреча с главой фирмы разочаровала разведчика. Глава прямо заявил, что интересы фирмы в Париже представляет гражданин одного из нейтральных государств и работать на Австро-Венгрию он не будет. Однако Прейслер и в этой ситуации нашел выход.
По его просьбе глава фирмы вызвал своего представителя в Вену (нормально: Франция воюет с Австро-Венгрией, а коммерсанты ездят друг к другу из Парижа в Вену и обратно!).
Когда тот прибыл, в кабинете главы фирмы состоялась длительная и подробная беседа о возможных поставках во Францию и через Францию. На этой беседе присутствовал и Прейслер в качестве скромного секретаря, который сидел в углу кабинета и стенографировал самые важные моменты переговоров.
А так как беседа велась по заранее составленной программе, она дала массу интересного материала о состоянии французской авиапромышленности.
Вопрос к французской контрразведке: а как это – в столице воющей страны действует представительство фирмы, чье руководство сидит в столице государства, с которым воюют?
Во время Второй мировой войны ситуции такого рода встречались чаще и если так можно выразиться «глубже и всестороннее». Автозаводы, принадлежащие Генри Форду в Европе выпускали грузовики для вермахта, ИГ «Фарбениндустри» (контрольный пакет принадлежал американцам) выпускала «Циклон-Б» для лагерей уничтожения, «Телефункен»… и далее длинный список.
(Источник: Макс Ронге)