8,3K подписчиков

Меняя «права», можно лишиться и стажа, и категории

94K прочитали

Замена водительских удостоверений, которые, как известно, выдаются теперь не бессрочно, а на 10 лет, может привести к некоторым негативным для их владельца последствиям. Какие-то из них можно исправить прямо на месте, если вовремя заметить и обратить на это внимание сотрудников МРЭО. А в отдельных случаях сделать вряд ли что-то получится.

Сейчас расскажу о том, как не потерять свой водительский стаж, нажитый, как известно, непосильным трудом. И не на каком-то далеком примере, а на своем собственном.

Подошла в очередной раз пора менять мне водительское удостоверение (ВУ) — к старому неумолимо подбирался юбилей. И случилось это в первый раз после того, как правила выдачи и замены их кардинально изменили: ввели категории «М», «ВЕ», «СЕ» и «DE», а также подкатегории «А1», «В1», «С1» и «D1» и их же с прицепами (т.е. буквой «Е» сзади).

Я прошел медкомиссию, взял старое ВУ, паспорт, оплатил госпошлину и поехал в свое МРЭО. Прихватил на всякий случай свидетельства об окончании авто- и мотошкол и водительскую карточку.

Меня сфотографировали, дали расписаться на бумажной основе до закатывания ее в пластик и попросили подождать окончания изготовления удостоверения. А вскоре и его выдали.

Замена водительских удостоверений, которые, как известно, выдаются теперь не бессрочно, а на 10 лет, может привести к некоторым негативным для их владельца последствиям.

На лицевой стороне все было верно. Но вот на оборотной, там, где указаны точные даты открытия каждой категории (столбец 10), меня ждало разочарование. Датой начала стажа управления транспортными средствами новых категории «М» и подкатегорий «А1» и «В1» было указано сегодняшнее число, т.е. дата выдачи этого ВУ. А начало открытий старых категорий «А» и «В» вообще не было указано. Однако в самом низу (в графе 14), словно в издевку, было написано: "Стаж с 1980 г». Какой категории? Совсем не ясно…

Кроме того, подпись должна ставиться черными чернилами, а мне почему-то дали для подписания ручку с синими.

Неправильное водительское удостоверение, выданное в 2015 году
Неправильное водительское удостоверение, выданное в 2015 году

Формально такое ВУ должно считаться недействительным. Но меня больше расстроило отсутствие указания стажа по старым категориям и фактически нулевой стаж по новым. Ведь незадолго до того изменились правила страхования ОСАГО, и теперь страховщики обязаны учитывать не общий стаж, а по каждой категории отдельно, и брать его должны не из каких-то баз и справок ГИБДД, а из водительских удостоверений. Это грозило мне повышенным страховым тарифом «Чайник».

И если бы я захотел взять что-то в прокат мне также светил более дорогой тариф.

Такой расклад меня совершенно не устраивал, и потому я заявил об этом руководству отдела. Гаишники возразили, что у них нет данных об открытии моих старых категорий (что очень странно, т.к. двое предыдущих ВУ мне выдавались именно в этом отделе). На это я ответил, что если этих данных нет у вас, то почему вы меня об этом не спросили? У меня же они есть, и даже с собой! На что они ответили, что готовы выдать мне новое ВУ, где будут точные данные из моей водительской карточки, но мне придется еще раз заплатить пошлину.

Платить лишние 2000 руб. за гаишный «косяк» мне совершенно не улыбалось, и я подал на имя начальника ОГИБДД письменное заявление о бесплатной замене ВУ на новое. Вскоре мне пришел отказ на это заявление.

И тогда я подал иск в суд с теми же требованиями. Районный суд мне отказал, но областной, куда я подал апелляционную жалобу, встал на мою сторону и обязал ГИБДД выдать мне новое ВУ беспошлинно с учетом моего стажа. Что вскоре и было сделано.

В новом ВУ, выданном в 2017-м, указаны даты начала стажа по каждой категории
В новом ВУ, выданном в 2017-м, указаны даты начала стажа по каждой категории

Однако и здесь не обошлось без ложки дегтя. Поскольку никаких подробностей в апелляционном определении облсуда не было, гаишники выдали мне ВУ, где днем открытия новых категории и подкатегорий была указана дата выдачи того ВУ, которое я просил заменить. Они мотивировали свое решение тем, что, поскольку до 2013 г. не было категории «М» и подкатегорий «А1» и «В1», то и прав управления ими у меня не было и быть не могло. На мои возражения, что, открывая себе в далеком 1980-м полноценную категорию «А», я получил право управлять всеми мотоциклами — как с большими моторами, водящими ныне в категорию «А», так и с теми, рабочий объем которых менее 125 куб. см (подкат. «А1»), — они отвечали, что коль «А1» не было, то и стажа до 2013 года и меня на нее быть не могло.

То же и с «В1», и с «М».

Решения суда второй инстанции. 1-я страница сохранилась только в таком виде...
Решения суда второй инстанции. 1-я страница сохранилась только в таком виде...
Замена водительских удостоверений, которые, как известно, выдаются теперь не бессрочно, а на 10 лет, может привести к некоторым негативным для их владельца последствиям.-5
Замена водительских удостоверений, которые, как известно, выдаются теперь не бессрочно, а на 10 лет, может привести к некоторым негативным для их владельца последствиям.-6
Замена водительских удостоверений, которые, как известно, выдаются теперь не бессрочно, а на 10 лет, может привести к некоторым негативным для их владельца последствиям.-7
Замена водительских удостоверений, которые, как известно, выдаются теперь не бессрочно, а на 10 лет, может привести к некоторым негативным для их владельца последствиям.-8
Замена водительских удостоверений, которые, как известно, выдаются теперь не бессрочно, а на 10 лет, может привести к некоторым негативным для их владельца последствиям.-9

В общем, можно было еще раз в суд подать, теперь уже по этому поводу, но я решил этого не делать, т.к. к тому моменту прошло уже почти два года, и я полагал, что за последний третий год у меня не возникнет неприятностей со страховыми и прокатчиками. А через три года стажа, как правило, все неприятности, ограничения и повышающие тарифы исчезают.

Так что решил я остаться с такими «правами».

Позже расскажу, как как при замене ВУ можно лишиться имевшейся ранее категории.