В мировом образовательном пространстве функционирует значительное число выдающихся университетов, готовящих специалистов по различным направлениям. Переезд обучающихся из своей страны в другую является положительной тенденцией. Достигается повышение общего уровня образования, экспорт знаний и заполняется недостающая ниша по некоторым специальностям.
Обучаясь в лучших учебных заведениях студенты «привозят» в свою страну технологические достижения, умения и навыки организации в области науки и производства. Британский сервис HOTCOURSES.LTD считает, что сегодня во всем мире около 9 млн студентов учатся в других странах. Сама по себе цифра впечатляет, если взять во внимание то, что в 1975 году училось всего 800 000 таких студентов.
В соответствии с анализом этого сервиса, самыми интернациональными вузами мира являются университеты Англии, США Германии. В них учатся представители более 130 национальностей из стран.
Наблюдается тенденция расширения географии обучения. Если в 70-е годы ХХ века половина студентов обучались в США и Великобритании, то сегодня они распределились среди таких стран как: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия и Канада. Доля США и Великобритании значительно снизилась, и наоборот число студентов обучающихся в Европе выросло и составило более 40%.
Тенденция перераспределения студентов по странам – усиливается. В процесс предоставления образовательных услуг активно включились такие страны как Россия, Япония, Китай, Новая Зеландия, Италия.
В последние годы число вузов, занимающих высокие строчки в мировых рейтингах - увеличилось, соответственно увеличилось и число иностранных студентов.
Важное значение для формирования образовательной политики государств, имеют данные объясняющие причины образовательной миграции. На первое место студенты поставили желание жить в другой стране. Следующими причинами стали:
- возможность выучить языки до уровня носителя (английский на первом месте);
- получение степени международного значения;
- более качественное образование по выбранной специальности;
- международные перспективы в выбранной профессии;
- новый профессиональный опыт;
- получение интересной работы;
- интересные и полезные знакомства.
Мнения студентов позволило сделать вывод о том, что точка зрения их сформировалась под влиянием того, что появилась возможность перемещаться из одной страны в другую. Существенное значение занимает и глобализация, развитие интернета и цифровая экономика. Сформировался глобальный рынок труда.
Самым распространённым уровнем обучения в последние годы стали магистерские программы и программы бакалавриата. Этому способствовали мировая экономическая интеграция и требования работодателей.
Необходимость мобильной переквалификации и специализации вызвали появление совершенно новых форм обучения, например интернет-курсов и интернет-университетов. В качестве примера можно привести Дунайский университет в котором учатся на магистерских программах, программах повышения квалификации и переподготовки около 40 000 студентов. Известным в последние годы стал американский университет Минерва, где получают полноценное образование на различных программах более 70 000 студентов.
По некоторым данным, которые удалось получить из открытых источников в 2017 году, в зарубежных университетах училось около 60 000 российских студентов, что составляет примерно 39 человек на 100 тыс. жителей. Лидером по этому значению является Словакия – 595 человек на 100 тыс. жителей.
Наиболее популярными странами для обучения у россиян пользуются Германия, США и Чехия.
Свое предпочтение российские студенты отдают программам в области IT, инженерии, медицине, дизайну, однако самыми востребованными по-прежнему остаются программы бизнеса и менеджмента.
Рассмотренная нами тенденция хоть и поддерживается в настоящих условиях однако претерпевает серьезные изменения, в связи с тем, что качество обучения в российских вузах – повышается. Российское образование по ряду направлений остается лидирующим. Поэтому интерес российских студентов в области физических наук, химии, математики, ай-ти специальностей – устойчиво повышается. Они стремятся поступить в российские вузы. Национальные программы в области образования начинают давать положительный эффект. Необходимо данную тенденцию, укреплять и поддерживать.
Подписывайтесь к нам на канал, ставьте лайки, пишите что Вам было бы интересно узнать про образование в России и в других странах!