Всем привет, друзья. Все мы помним, как Зелимхан великолепно провел сезон в тульском Арсенале, забив 8 мячей и отдав 2 голевые передачи в 25 встречах. Во многом именно его игра привела к тому, что туляки впервые в своей истории пробились в еврокубки. Потом Олег Кононов был назначен главным тренером Спартака и пригласил молодого хавбека. Именно тогда о нем начали говорить как о футболисте спартаковской основы. Благодаря отличным отношениям с Кононовым и отсутствию конкуренции в полузащите красно-белых Бакаеву удалось блеснуть и стать реальным лидеров коллектива.
Но Спартак при новом тренере явно деградировал, хотя к Зелимхану вопросов не было вообще. Он постоянно выкладывался и оставался в лидерах москвичей по множеству атакующих показателей среди футболистов, которые провели на поле не менее пяти часов. Собственно, вот его характеристики:
xA — ожидаемые ассисты, т. е. общая острота моментов, которые создал хавбек. xG — ожидаемые забитые мячи, общая острота моментов, завершаемых Бакаевым. Тогда игрок чаще выходил на правом фланге атаки столичного клуба и действовал в соответствии с привычными Кононову игровыми образцами — регулярные смещения в центр, чтобы потом со своей любимой левой нанести удар. Его движение помогало создавать численный перевес в заключительной трети за счет обводки. Также Зелимхан регулярно грузил мячи в штрафную на своих партнеров.
Когда пришел Тедеско, москвичи перешли на схему с тремя центрдефами. Спартак больше не играл с ярко выраженными фланговыми футболистами, потому нужды в Зелимхане не было. Однако немец все-таки нашел ему место на поле — Бакаев теперь исполнял «десятку», связывая форвардов и игроков средней части поля. Здесь хавбек демонстрировал практически прежние показатели, разве что в плане дриблинга чуть просел. Но это объяснимо, поскольку он стал работать ближе к центру, где шансов успешно обыграть оппонента не так много, как на фланге:
Отметим, что Бакаеву удалось стать лучшим футболистом сезона в команде по системе «гол+пас» — 6+9. При этом выступления игрока при новом тренере можно разделать на до и после самоизоляции. Когда Спартаком руководил Кононов, Бакаев провел на поле 903 минуты в РПЛ. Тедеско же предоставил ему до паузы, связанной с эпидемией, 771 минуту. Дистанции вполне сравнимые, различие только в матч с небольшим. На промежутке 14-22 туры Зелимхан продемонстрировал лучший футбол за весь сезон. Особо стоит отметить то, как часто он создавал голевые ситуации для партнеров: 3.62 ключевых паса за матч, 0.39 xA90, 0.22 xG90.
Характерным примером может служить противостояние в дерби с «железнодорожниками». Здесь Бакаев отметился тремя ассистами. И даже после зимней паузы форма игрока сильно не угасла — в февральской игре с Динамо он тоже очень много создавал. Тедеско даже оставлял без внимания оборонительные огрехи полузащитника, поскольку никто в атаке не действовал настолько ярко. Далее последовал промежуток 23-30 туры. Здесь Бакаев внезапно стал деградировать: 1.68 ключевых пасов за матч, 0.1 xA90, 0.3 xG90. Возросший показатель xG связан с тем, что Зелимхан многократно бил одиннадцатиметровые.
Если бы хавбек снизил качество игры с момента смены тренера, можно было бы объяснить падение — поменялась позиция, не было игрового опыта для игры в центре. Но это не было. Иногда парень проявлял себя даже ярче, нежели во времена Кононова. Надлом произошел именно весной. В конце мая прошлого года Зелимхан заболел COVID-19, хотя заболевание перенес в легкой форме. У него даже температуры не было, только небольшой кашель.
Только после сдачи тестов Бакаев узнал, что действительно болеет пришедшей из Китая инфекцией. Летний спад многие объясняли болезнью — своевременно не набрал форму, не справился с интенсивным графиком после паузы. Но сейчас подходит к завершению новый сезон, а футболист после зимней подготовки попросту куда-то пропал. В 2021 году он провел на поле только 26 минут.
Да и в целом впечатление от его игры грустное. Хотя цифровые показатели могут обмануть. Бакаев является лучшим в команде по xA90 (0.3), третьим по ключевым пасам за матч (1.91) и четвертым по xG90 (0.21) среди всех, кто провел на поле не менее 500 минут. Но остальные спартаковские лидера попросту отыграли вдвое больше молодого полузащитника. При этом у Залимхана появились трудности с завершением — моменты с общей остротой 2.32 xG конвертировались лишь в один забитый мяч, причем с одиннадцатиметровой отметки. В других ситуациях Зелимхан мощно пробивал мимо или попадал в игроков защиты. Только пять ударов из суммарного количества отмечены «взятыми вратарем»:
Есть и другой феномен — Бакаев находится в числе лучших распасовщиков в команде, поскольку отдал пять голевых пасов. Однако это лишний раз намекает на уровень лиги и размытый вклад многих футболистов в созидание. Такое же число ассистов у Ларссона, Влашича, Маргасова, Дзюбы, Данченко, Ионова и Кухарчука. Это помогло Зелимхану оставаться основным футболистом клуба и иногда даже лидеров на определенных интервалах. Парень пользовался своими лучшими качествами — скоростью, внезапным дриблингом, видением поля и способностью находить свободные просторы для последующей остроты. В итоге ему прощали бесчисленные оборонительные огрехи. Например, при переводе Бакаева на новую позицию у Спартака стали появляться откровенные дыры.
Примером можно считать летнее дерби с ЦСКА, когда опорная зона была уничтожена одним игроком соперника — Николой Влашичем. Однако мир Зелимхана оказался ненадежным — названные ранее сильные качества могут использоваться с умом только в условиях оперативного и грамотного принятий решений на поле. Уже с лета в этом плане у футболиста появились серьезные затруднения. Он регулярно терял мяч, отдавал неточные пасы, тормозил с ускорением атакующих действий. Еще и болезнь, которая ударила по ЦНС. Отметим, что даже те, кто перенес заболевание в легкой форме, жалуются на падение концентрации.
Андрей Тихонов в конце 2020 года заявил, что если игрок поймал хорошую волну, фанаты его превознесли до небес. То есть сделали его лидером во многом против его же воли. Далее Зелимхан перенес болезнь, утратил форму, распрощался с местом в основе. Для молодого игрока это сильный удар по психике, и он с ним не смог справиться. Достаточно посмотреть, какое у него лицо, когда он покидает пределы поля. Но и Тедеско можно понять — нет такого тренера, который стал бы менять своего лидера, если бы он показывал футбол высокого качества. На самом деле создается ощущение, что хавбек оказался в психологической яме — он так и не выбрался из летнего спада. А если верить статистическим выкладкам, то теперь красно-белым значительно лучше живется без Зелимхана:
Проще говоря, при отсутствии Бакаева москвичи лучше прессингуют на чужой половине поля, регулярно проникают в штрафную соперника, допуская меньше остроты у собственных ворот.
В зимнее трансферное окно полузащитник мог перейти в Динамо. Дмитрий Попов, спортивный директор красно-белых, в феврале рассказал подробности этой истории. Он сообщил, что Спартак специально завысил ценник, поскольку не было желания отдавать Зелимхана. Но потом болезнь и спад, из которого требуется выбираться. Футболисты с опытом сознают, что следует делать в подобных случаях, это очень тяжело в эмоциональном плане. При этом Попов подчеркнул, что они все еще рассчитывают на Бакаева. В результате получаем, что Спартак не смог заработать на сделке, а перспективы полузащитника даже после ухода Тедеско кажутся туманными. Он точно уступает по качеству игры Квинси Промесу. Здесь многое решится в летнее межсезонье — вероятно, с новым коучем парень сможет воодушевиться. Посмотрим.
С вас подписка и лайк! С меня - новый интересный контент!