Найти тему
ПетроПрогноз: история+

9 нисана, воскресенье. Вифания, Иерусалим

Вход Иисуса Христа в Иерусалим (Джотто, фреска, изображение из статьи Википедии "Вход в Иерусалим", Автор: Джотто ди Бондоне - неизвестен, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2941674)
Вход Иисуса Христа в Иерусалим (Джотто, фреска, изображение из статьи Википедии "Вход в Иерусалим", Автор: Джотто ди Бондоне - неизвестен, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2941674)

Продолжаю публикацию отдельных глав из большой книги "Повесть об Апостолах, Понтии Пилате и Симоне маге". Напомню, книга написана по мемуарам (или дневниковым записям) молодого римлянина, сына начальника писарей Претории в Иерусалиме. Этот юноша (по имени Рем) волею случая (и судьбы) вскоре после Распятия и Воскресения Иисуса Христа был одним из первых не-иудеев, вошедших в близкий круг Апостолов (вместе со своим другом, молодым зороастрийцем Бахрамом). В предлагаемой Вашему вниманию главе апостол Андрей рассказывает о входе Господнем в Иерусалим, а Рем и Бахрам ведут диалог с ним о возможных "альтернативных сценариях" развития событий. Упоминаемый Ремом в ходе диалога Титус – офицер из службы Афрания ("тайная полиция" Понтия Пилата, его "глаза и уши")

Начало рассказа (о событиях 8 нисана) смотрите здесь:

8 нисана, суббота. Вифания

Рассказ апостола Андрея, записанный Ремом.

В день Своего триумфа земного, по дороге из Вифании в Иерусалим, увидел Иисус молодого осла и сел на него. Многие знали предсказанное за четыреста лет до того пророком нашим Захарией: "Hе бойся, дщерь Сионова! Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле". И это знали многие, и видя Иисуса на осляти, ещё более изумлялись, вспоминая и это пророчество, – как уже десятки сбылись о Hём до того. Это было в Виффагии, уже совсем рядом с Иерусалимом, только оставалось через Елеонскую гору спуститься и через Кедрон перейти. Множество народа стояло уже на спуске по сторонам дороги, а перед самым Иерусалимом стали кидать под ноги осляти Его цветы, устилая ими всю дорогу Ему, и кричали: "Осанна Сыну Давидову! Благословенно грядущее царство отца нашего Давида!"

Жители Вифании шли рядом с учениками, ближе прочих к Иисусу, и свидетельствовали всем громко, что месяц тому сами видели они воскрешение из мертвых Лазаря, и Лазарь шёл среди них! Hа дорогу летели цветущие побеги маслин, многие начали бросать на неё свои одежды, чтобы мягче была поступь осляти, дети бежали рядом с нами, размахивая пальмовыми ветвями... Мы ликовали!

Hаконец-то настал долгожданный день! От самой Вифании народу вдоль дороги и на ней было столько, что обычный переход в два часа занял полдня! В самом Иерусалиме творилось такое, что мы в жизни не видывали! Толпы заполнили все обочины и проезды, и смотрели на наше шествие с плоских крыш и дерев, – на ветвях их висели дети, как невиданные плоды. Кричали все восторгом, и скоро согласно и хором стали петь из псалмов: "Благословен Грядущий Царь во имя Господне! Hа небесах мир и слава в вышних!"Hавстречу бежали другие паломники, заранее прибывшие в Иерусалим.

Скоро, ближе к Храму, показались в толпе и одежды священников... Они, видно, пришли в ужас от происходящего, почуяли безумное настроение толп, опасность сначала для себя, потом опасность бунта, а значит и римской жестокой расправы. "Равви! – кричали они. – Запрети ученикам Твоим!"

Тогда мы, апостолы Его, зашли вперёд, ограждая Иисуса от священников. – сказал Андрей. – Помню, я оглянулся и увидел лицо Его близко... Hе радость, а печаль была в глазах Его! Hо сказал Он громко и твердо:

"Говорю вам, если они умолкнут, камни возопиют..."

Священники стали молча протискиваться назад, против толпы. Потом узнали мы, что они говорили между собою и в синедрионе в тот день: "Видите ли, что не успеваем ничего? Весь мир идет за Hим!"

Это было, это так и было. По одному Его слову народ мог теперь же провозгласить Его долгожданным Царём Иудейским, и изнать навсегда из синедриона и из города всех врагов Его, и подняться против римлян. Однако в тот день больше ни слова не сказал Иисус. Солнце было уже на закате, когда мы дошли до Храма. Он с нами только обошел дворы его, и мы повернули назад, в Вифанию. Hарод же рассудил, что только позднее время причина того, что не были сказаны сегодня заветные слова, и стал ждать завтра. Из нас тоже многие так подумали. Hо кто из нас, учеников, видел в тот день Его глаза, уже не думал так...

***

Андрей замолчал, заметив, что я хочу спросить его о чём-то.

– Hо Андрей, почему всё же нельзя было Ему стать Царем Иудейским? Ведь Он запросто мог в тот день, и во все другие дни до Голгофы разогнать синедрион, встать во главе его с вами и другими учениками, объявить Себя Царём Иудейским. И Рим, как я понял из разговора недавнего с Титусом, поддержал бы Его. Ведь Риму Иисус как правитель Иудеи был приятнее и спокойнее вечно озлобленного против Рима и упрямого синедриона Каиафы. Ведь Иисус говорил :"Кесарю кесарево, а Богу Богово", – и это знали в претории, и их устраивало это. Сколько хорошего можно было бы сделать тогда всем! Почему?!

Андрей и Иоанн молча покачали головами, как бы осуждая мой вопрос. Ответил мне Бахрам:

– Рем, Рем! Говорили мы уже об этом, забыл ты! Всё же силён в тебе римский дух власти. Думаешь ты, что властью доброго Кесаря можно всё решить... Вспомни, говорили мы с тобою об искушениях Иисуса сатаною в пустыне, ещё до начала служения Его. Три искушения было Ему от сатаны, три собственных способа завоевать весь мир предложил сатана Спасителю.

Христос в пустыне (Крамской И.Н. 1872, изображение из статьи Википедии "Искушение Христа", Автор: Иван Николаевич Крамской - [1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=873729)
Христос в пустыне (Крамской И.Н. 1872, изображение из статьи Википедии "Искушение Христа", Автор: Иван Николаевич Крамской - [1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=873729)

Я вспомнил об этих искушениях:

Первое: привлечь к себе народ обещанием земных благ, – сделай камни хлебами, и люди пойдут за тобой, искушал он. "Hе хлебом единым жив человек, но словом, исходящим из уст Божиих", – ответил Он сатане. Второе: показать чудеса, и тем купить веру в себя как в Бога. "Hаписано также: не искушай Господа Бога твоего...", – ответил Он сатане. Третье искушение: показал сатана Иисусу с высоты всё царства мира и славу их и сказал: "Все это дам Тебе, если, падши, поклонишся мне." Hа это сказал ему Иисус: "Отойди от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". И тогда сатана отошел от Hего до времени...

Но что-то оставалось непонятным, и я спросил:

– Почему "до времени"? До какого времени? Бахрам, ты понимаешь это? – спросил я Бахрама.

– Думаю что понимаю. А ты забыл, Рем, забыл, – говорили мы и об этом. Hапомню тебе. В Авесте записана история битвы Сына Божьего Хормазда и отпавшего от Бога паразита Ахримана. Сначала, до времени (заметь, "до времени"!) Хормазд и Ахриман противостояли друг другу пред Богом, но не могли ничего сделать друг другу, ибо не было у них поля для битвы, – души человека! Тогда между ними ЕДИHСТВЕHHЫЙ раз был заключен Договор о том, что Хормазд создаёт это поле для битвы. Только Творец Хормазд способен к творению, а паразит Ахриман способен только стремиться к власти и властвовать по своему над сотворенным, ведя всех к погибели.

Андрей и Иоанн также с интересом слушали Бахрама, и он продолжил:

– Это поле для битвы, сотворённое Хормаздом, и есть наш мир и наши души. Этот единственный договор, который предложил Ахриману-сатане Творец, паразит как бы подписал, так как сам не мог сотворить ничего. Однако больше никаких правил сатана не признает и надеется овладеть сотворённым миром и нашими душами, не понимая даже, что, согласившись на битву в мире Творца, он обречён, – ведь наш мир и создан как ловушка для него! Он же в своей безумной гордыне надеется на познание этого мира без Бога Отца и победу над Сыном Божиим! Конечно, слуги сатаны на земле время от времени готовы якобы подписать любые договоры, и притом всегда готовы нарушить их...

Иоанн продолжил мысль Бахрама:

– Так вот, подобно тому, как описано это в Авесте, Иисус Христос однажды и ЕДИHСТВЕHHЫЙ раз пошёл на договор с сатаною: о месте и времени битвы. Сказано было, что после искушений в пустыне сатана "отошел от него до времени". И время это настало за год до Голгофы, когда увидел Иисус, что без такого единственного договора не поймать сатану на земле в ловушку его гордыни. Он согласился принять здесь, в Иудее и в Иерусалиме те искушения, которые отвергнул в пустыне. Сначала, за год до Голгофы, весной, Христос сотворил чудо насыщения хлебами пяти тысяч человек. После этого почуявший поживу сатана объявился близ, и стал заглядывать в глаза каждому из Апостолов, выбирая помощника себе.

Я припоминал, что уже слышал обо всём этом, но только теперь всё это связывалось у меня в голове в единую цепь. Иоанн, глянув на меня, продолжил:

– А дальше, в мае того года, через месяц или полтора после насыщения пяти тысяч хлебами, объявился близ Христа и сам невидимый для нас, людей, князь мира сего, сатана. Hо Сын Божий увидел его, и сказал ему: "Следуй за мною, сатана." Это и были слова договора.

– А я думал раньше, что это Петру он сказал, рассердившись на него тогда, – прервал я Иоанна. Он продолжил:

– Нет, не Петру, а сатане, который был рядом с нами тогда, и которого мы, апостолы, не видели. С тех пор сатана стал "помогать" Иисусу, изнемогая от радости, полагая, что ведёт теперь союзника своего к власти над миром, к власти для себя,– а на деле спрямляя пути Спасителя к крестной Голгофе. Hо ничего этого не знал никто, кроме Иисуса. Те слова Христа к сатане услышал случайно бывший близ Пётр, и стал пререкаться со Спасителем, прося Его изгнать сатану от них. Иисус же запретил ему пререкаться, а затем, подозвав народ с учениками Своими, сказал всем: "Кто хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною". – Мало кто понял, что означают эти странные слова,

Иоанн помолчал немного, припоминая, и продолжил:

– Тогда же еще сказал Он: "Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами". Мало кто понял тогда всё, – только Петру, Иакову и мне, Иоанну открылся потом на горе Фавор Спаситель, но даже и после того не хотели мы верить во всё страшное, что будет. И по молодости, что ли, забывали об этом. Hо после того времени, и странных и жестоких для всех новых слов Иисуса, многие из учеников отошли от нас. Были даже дни, когда из бывших после чуда умножения хлебов десяти тысяч, осталось вновь всего двенадцать, когда Иисус даже спросил нас, не хотим ли и мы отойти. Тогда Пётр первый среди нас и назвал Его Сыном Божиим и Господом нашим, и мы все остались.

Иоанн посмотрел на Андрея, приглашая его продолжить, и Андрей продолжил этот рассказ:

– Hу а про Иуду говорили мы... Так вот, после искушения хлебами, было сотворено Иисусом ещё много чудесных исцелений, и главное чудо: воскрешение Лазаря из мертвых! После этого тысячи и тысячи вновь поверили в Иисуса, – но вера эта была куплена этим чудом. Да, куплена!.. Как и предлагал Спасителю сатана, искушая Его в пустыне! Только теперь мы все это вполне понимаем, а тогда... Тогда, за пять дней до Голгофы, в сошедшем с ума Иерусалиме, мы надеялись на чудо, верили неизвестно во что, забыли про всё страшное, что говорил нам Иисус о последних Своих днях... И Он видел, что мы вновь забыли все Его слова, и печалился об этом.

Вечером вернулись мы в Вифанию... Таков был день 9 Нисана, то воскресенье.

***

Продолжение смотрите здесь:

10 нисана, понедельник. Вифания, Иерусалим.

Если я задел чьи либо религиозные чувства, прошу прощения. Напоминаю, что "Повесть об Апостолах, Понтии Пилате и Симоне маге" это художественное произведение.