Развитие человеческого капитала будет иметь самое важное значение, если США хотят сами стать базой для следующей промышленной революции, а не отдавать это на откуп Китаю. В свое время Соединенные Штаты в короткие сроки превратились из аграрной заводи в промышленно развитую сверхдержаву.
Одним из самых решительных людей в индустриализации Америки был Сэмюэл Слейтер. В молодости он работал на передовых текстильных фабриках Великобритании, потом переехал в Род-Айленд. Оказавшись в Америке, Слейтер построил первую фабрику в стране, полностью основанную на том, чему он научился, нарушив британский закон, запрещавший своим гражданам распространять передовую британскую текстильную продукцию в другие страны. Сэмюэл Слейтер до сих пор почитается в Соединенных Штатах как «отец американской фабричной системы». В Британии, если его вообще помнят, известен под эпитетом «Слейтер-предатель». Он занимался тем, что сегодня можно было бы назвать «промышленным шпионажем». Без Слейтера Соединенные Штаты, вероятно, не стали бы промышленным соперником британской имперской мощи, как это было в XIX веке.
В то время американцы не добились ничего уникального. Они просто подражали своим гораздо более изобретательным кузенам в Британии. Однако, как показали работы Одеда Шенкара, «надоедливые подражатели», если дать им достаточно времени, могут стать динамичными новаторами. Британцы усвоили этот урок на собственном горьком опыте. Сегодня Америка, похоже, намерена узнать такую же суровую правду… на этот раз из Китая.
К середине 20-го века скрытая промышленная мощь Соединенных Штатов была высвобождена, когда европейские империи и, в конечном итоге, мировой порядок под руководством Великобритании рухнули под их собственным весом. Америка создала свою собственную промышленную базу и ждала своего геополитического крыла, чтобы сменить британскую мощь, что, конечно же, и произошло. Немногие сегодня думают о Британии как о чем-то большем, чем средняя держава в мировом порядке, в котором доминируют США. Это произошло только из-за промышленной и торговой практики американских государственных деятелей на протяжении 19-го и первой половины 20-го века, использовавшейся против британской власти.
В настоящее время Народная Республика Китая, отказалась от гарантий безопасности доминирующей державы – Соединенных Штатов. Американцы изнуряют себя, а Китай крепнет. Как и США в прошлом веке, Китай неизбежно вытеснит доминирующую державу путем простого истощения ее ресурсов в невоенной сфере.
Многие американцы, читающие это, могут быть шокированы, узнав, что Китай – это не просто страна потогонных мастерских и дешевых подделок – точно так же, как Соединенные Штаты предыдущих веков были только домом рабства движимого имущества и королем хлопка. Китай, как и Америка, является динамичной страной с экономической активностью и техническим прогрессом. В то время как китайцы подражают своим американским конкурентам-новаторам, Китай делает это не потому, что страна неспособна к инновациям в одиночку. Просто легче имитировать эффективные идеи, созданные в Америке, что снижает затраты Китая на исследования и разработки. Кроме того, промышленные мощности Китая позволяют стране производить больше товаров, чем Америка – точно так же, как в свое время Америка делала с Великобританией.
Как только Китай быстро приобретет передовые технологии, возможности и капитал у Запада, китайские фирмы выделят эти имитации и начинут вводить новшества. Вот почему Китай бросает вызов Западу в технологиях квантовых вычислений, биотехнологиях, космических технологиях, нанотехнологиях, сетях 5G, искусственном интеллекте и ряде других передовых технологий, составляющих четвертую промышленную революцию. Зачем изобретать велосипед, если вы можете сосредоточиться на производстве более дешевых автомобилей и лучших дорог?
С тех пор, как Китай открыл себя для Соединенных Штатов в 1970-х годах, американские версии Сэмюэля Слейтера устремились в Китай, унося с собой инновации, отрасли и предложения о работе, которые были бы доступны американцам, если бы Вашингтон никогда не поддерживал Пекин.
Америка просто должна стать привлекательнее Китая для талантов и капитала. Она должна создать регулирующую и налоговую систему, более конкурентоспособную, чем в Китае. Затем Вашингтон должен серьезно инвестировать в федеральные программы НИОКР, а также в динамическую инфраструктуру для поддержки этих программ.
Как сказал в 2018-м году один исполнительный директор компании из списка Fortune 500: – «Если мы не будем вести бизнес в Китае, это сделают наши конкуренты». Между тем, американцы должны рассматривать эффективное образование как императив национальной безопасности. Если мы живем в глобальной экономике, основанной на знаниях, то очевидно, что американцам для процветания потребуется больше знаний. Следовательно, развитие человеческого капитала имеет слишком важное значение, если Америка, а не Китай, станет базой следующей промышленной революции. К тому же умные бомбы бесполезны без умных людей. Это все, что Соединенные Штаты понимали в прошлые века. Америка превзошла Британскую империю и заменила ее мировым гегемоном, используя эти стратегии. Когда Советский Союз бросил вызов господству Америки, США повторили успешные стратегии, которые они использовали против Британской империи.
Самостоятельность и индивидуальная инновационность в сочетании с сотрудничеством с государственным и частным секторами привели к тому, что американцы опередили своих соперников. Вот почему Сэмюэл Слейтер сбежал в зарождающиеся Соединенные Штаты, а не остался в Англии. Америка проигрывает великую конкуренцию XXI века, потому что страдает исторической амнезией. Его лидеры, как демократы, так и республиканцы, а также его корпоративные магнаты и его люди должны вернуть утраченную память – до того, как Китай укрепит свои позиции мирового гегемона.
Самая большая трагедия в том, что у Америки есть все инструменты, необходимые для успеха. Все, что для этого нужно, – это быть собой как в прошлом. Для этого требуется грамотное и вдохновляющее руководство. И это может оказаться самым разрушительным для Америки в борьбе за победу в 21 веке.
БРЭНДОН ДЖ. ВЕЙХЕРТ